Факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ

Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде на ФДП. Интервью с преподавателем экономики А.Н. Челеховским

В аудитории всего четыре человека, но никто не возмущается. Явка стопроцентная. Раньше группа состояла из 12 человек, но до последнего этапа дошла только треть...

Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде на ФДП. Интервью с преподавателем экономики А.Н. Челеховским

Мы пришли в перерыв между парами, и на нас смотрят пытливые взоры будущих экономистов: Оли, Давида, Вани и Антона. И один пытливый взор уже состоявшегося экономиста Александра Николаевича Челеховского (далее А.Ч.), который готовит группу к заключительному этапу всероссийской олимпиады. Мы узнали у ребят, почему экономика не место для шуток, что делать с теми, кто списывает и как переориентироваться с физика-ядерщика на экономиста.


Слева-направо: Антон, Александр Николаевич, Давид, Оля, Ваня

 

Александр Николаевич, вы когда-нибудь готовили олимпиадников в таком формате?

А.Ч.: Примерно в схожем формате я готовил ребят, пожалуй, только один раз. Тогда я готовил команду Москвы, все-все москвичи в одной большой группе, а это было человек 50-60 примерно. Они ходили на такие большие лекции, а я просто готовил им задачи, мы их прорешивали. А вот именно ФДП – первый год мы это делаем. И очень удобно выходит, когда мы занимаемся, например, по 4 человека в группе, все успевают выйти к доске. Соответственно я как преподаватель могу учитывать какие-то индивидуальные интересы учеников. Я даже примерно знаю, кто какие темы знает лучше, а на каких спотыкается, и могу тем самым вызывать кого-то на одни задачи, кого-то на другие (все посмеиваются).

А вы, ребят, первый раз на Всерос едете?

Оля: я вот только второй.

Давид, Ваня, Антон: первый.

А помимо Всероса какие-то олимпиады пробовали?

Оля: Высшая проба по экономике, математике.

Ваня и Давид: Высшая проба.

Антон: Вот только вернулись с Сибириады с Давидом. Там был очень высокий уровень конкуренции, правда, очень сильные ребята были.

Ваня: Ну да, сибиряки, они такие!

Вопрос преподавателю. Вы ведь ведете обычные группы школьников, не олимпиадников. Чем принципиально отличается учебный процесс?

Пожалуй, прежде всего, мотивацией. А так ещё уровнем задач, разумеется. Когда мы собираем группу из 12-15 человек, всё равно там у всех ребят будет неодинаковый уровень. Кто-то посильнее, кто-то послабее. Если в такой группе начинать решать сложные задачи, то ребята послабее будут скучать, ничего не понимать, им будет очень трудно.

У вас много домашнего задания? Когда четыре человека сидят, наверное, филонить не получится.

Все: Конечно.

Ваня: А вот тут как раз вопрос мотивации.

Оля: Да, мы же такие мотивированные, что решаем даже сверхзадания.

А.Ч.: Да, у нас вот даже на доске нестертый список виден. Мы будем обсуждать задания Всероссийской олимпиады прошлых лет, за 2007-2009 годы, и вот темы которые мы проходим, эссе.


Александр Николаевич

 

А есть какая-то игровая форма подготовки? Или в экономике она в принципе неуместна?

А.Ч.: Да как-то во время подготовки к Всероссийской не до шуток совсем. Специфика именно нашего предмета в том, что нужно просто нарешивать задачки. Тут какие-то игры, квесты, тимбилдинг, наверное, не имеют какого-то отношения. А так, решаем кейсы всевозможные. У нас, конечно, не просто сухая теория на занятиях.

Тогда вот вопрос тебе, Оля: почему экономика?

Оля: Вообще, я, когда начала заниматься в 10 классе на ФДП, Александр Николаевич показал мне, какая это все-таки невероятная наука, как в ней все гармонично. Она зачастую поясняет очень многие вещи из окружающего мира. Плюс ко всему, математика, которую я люблю. Поэтому весь этот синтез очень по душе.

А как вот вы могли бы меня заинтересовать экономикой?

Ваня: Хороший вопрос. Я вообще до декабря думал, что буду физиком-ядерщиком. Но поменял свой выбор в пользу экономики. Потому что, мне кажется, в наше время эта такая некая наука о жизни, она пронизывает очень многие сферы общества, всё, что происходит вокруг, всё так или иначе завязано на ней.

А.Ч.: На самом деле, вам не стоит думать, что задачи, которые мы решаем - только по математике. Конечно, её там немало, но есть ещё и огромный пласт экономического смысла. Потому что есть несколько примеров, когда чистые математики приходят в экономику и могут добиваться неплохих результатов, но совсем в топ им выйти очень сложно, потому что если вы понимаете голую математику, но не видите за ней экономического смысла, то ничего у вас не получится. И последние всероссийские олимпиады как раз построены так, что первый пункт задачи заключается в решении математическими методами, второй – уже необходимо дать содержательную интерпретацию. И мы решаем задачи на действительно реальные жизненные ситуации.

Ребят, вы скоро поедете на Всерос. Потом Всерос закончится, придется вернуться в школу. Сложно будет влиться в обычный темп?

Антон: Всё зависит от того, с призами или без!

В школе как к вам относятся?

Антон: Меня вот сегодня выгнали со всех уроков. (смеётся) Учителя сказали, что раз уже призер Сибириады, то зачем ты нам нужен. На обществознание обещали не пускать аж до конца года, потому что 100 баллов уже есть.

Во время подготовки есть какие-то особые секреты, как лучше учить? Утром, вечером, до обеда, после обеда?

Все: Всегда!

А что можете сказать по поводу списывания на олимпиадах? Возможно ли это вообще?

Ваня: Мы всех, кто списывает, палим!

То есть если кого увидишь за соседней партой, достающим телефон, сразу сдаешь?

Ваня: Если второй раз достанет, то сразу бан.

То есть все-таки даешь второй шанс?

Ваня: Есть просто такие люди, по которым видно, что им самим противно, что они списывают. Таких не сильно хочется палить, они не наглеют особо. А те, кто внаглую списывают, пишут на высокие баллы и тем самым убирают нас как своих конкурентов. А это не есть хорошо.

А.Ч.: Но, по-моему, Всероссийская олимпиада - это не тот уровень, где возможно списывание. Это же не контрольная в школе, где есть какая-нибудь одна формула, и если помнить её, то точно решишь всё. По экономике можно хоть книжками обложиться и интернет открыть, но если сам не понимаешь ничего, то за несколько часов олимпиады в голове не прибавится, по большому счету.

Антон: Этим и отличается олимпиада по экономике от истории, например.

А.Ч.: Конечно, набор основных формул включает в себя штук 20, и они все не такие сложные. И главное как раз в умении их крутить-вертеть и правильно использовать. И нарабатывается это все со временем. Важен опыт. Думаю, ребята со мной согласятся, что, когда уже знаешь как решать задачу, она кажется очень простой. Но вот если не знаешь, то главное как раз додуматься, а это не всегда получается.

Александр Николаевич, а после окончания курса ребята приходят к вам?

А.Ч.: Конечно! И приходить – приходят. Ваня даже приходил, говорит: «Давайте быстрее заниматься снова!»

Ого, в школе своей я с таким не встречалась.

Ваня: Ну так это в школе, там зачастую всё в тягость. А вот Вышкинские курсы очень мотивируют к учебе, начинаешь уже ловить самый настоящий кайф.

А.Ч.: Вопрос подхода. Школьные учителя, мне кажется, иногда сами стоят и думают: «Боже, какие мы неэффективные, пытаемся объяснить что-то этим ребятам, а они ничего не понимают». У меня вообще есть глубокое убеждение, что школьная программа, которая занимает 11 лет, она такая есть, потому что министерству образования надо, чтобы она такая была. А при желании и должной мотивации этому всему можно научить лет за 9-8, наверное. Очень много лишнего времени тратится. И лишних знаний. Это такая наша российская система образования. Она отличается от американской, конечно. Американцы берут свой предмет и знают его очень хорошо. Они могут не уметь рисовать равнобедренный треугольник, но прекрасно разбираться в биологии, например. У нас же заставляют учить абсолютно всё глубоко, что очень странно. Мы же в этом плане стараемся учить тому, что интересно.

А поступать, ребята, куда собираетесь?

Только Вышка. Вопрос лишь о факультете.

Может, на филологию хотите? J

(все смеются)

Ваня: А на филологию берут со Всеросом по экономике?

(опять смех)

Последний вопрос для каждого: Что обязательно сделаешь перед туром?

Оля: Перед заключительным я постараюсь поспать обязательно, потому что это очень важно.

Давид: Конечно, поспать хорошо. И еще, наверно, пересмотрю кучу задач. Чтобы идти уже уверенным совершенно. За два-три дня ещё раз всё повторю, и если что-то в процессе не понимал, то постараюсь заполнить все белые дыры.

Ваня: У кого-то дыры белые, у кого-то они черные. Мне кажется, что Всерос всё ещё кажется чем-то таким недостижимым, что я даже не знаю, что я буду непосредственно перед ним делать. Наверное, Оля правильно сказала, что главное выспаться. Выспавшимся меньше шансов что-то забыть или допустить ошибку.

А что ты делаешь, если что-то забываешь?

Ваня: Что-то можно вывести, если не просто зубришь, а понимаешь смысл.

Антон: Ну а я тоже как все: посплю, поем. А еще обычно пролистываю учебник, хоть многие и говорят, что это бесполезно. Я его уже почти наизусть знаю, но спокойствия придает. А еще обычно читаю новостные сводки, потому что задания любят давать на злобу дня.

А вы вообще веселитесь? Или для вас веселье – экономика?

Антон: Веселиться после Всероса будем.

Антон: Главное, чтобы было что отмечать.

А.Ч.: На самом деле ребята очень правильно говорят, что надо выспаться. Я когда был в таком же возрасте, занимался шахматами, и мой тренер всегда говорил, что если хочешь выиграть, то за несколько дней нужно притормозить в подготовке. Я говорил, как же так, я хочу закрыть все свои белые дыры, я хочу подучиться еще. Но он говорил, что за эти 2-3 дня уже ничему неновому не научимся. А физическую форму можем потерять, соответственно, хорошая форма, хорошее настроение и – вперед! Школьная контрольная – мероприятие, к которому можно подготовиться за одну ночь, а к Всероссийской олимпиаде готовиться нужно долго. А в последние дни отдача от каких-либо повторений уже крайне низкая. Тут важнее настроиться и наладить форму, убрать все волнение в сторону. А вообще волнение уходит минут через пять после начала олимпиады. Сначала идешь и боишься, а потом уж глянул на задачи, понял, что что-то знаешь и погружаешься в работу.

Ваня: Волнуешься всегда перед неизвестностью, а когда ты уже с ней столкнулся, даже будь она дико сложная, все равно страз отступает.

Давид : Ты начинаешь решать и уже перестаешь думать и переживать, что не поступишь.

Оля: Да, просто делаешь свою работу.

А.Ч.: Так у всех спортсменов, там абсолютно такой же принцип.

То есть вы - спортсмены?

А.Ч.: Абсолютно так!

 

Беседовали: Анна Молоствова, Евгения Чернышева (студентки 2 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна).