• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елена Константиновна Карпенко: «В такие моменты действительно понимаешь, что твоя работа не была напрасной»

Елена Константиновна Карпенко, доцент школы философии и культурологии Высшей школы экономики, преподаватель ФДП по обществознанию, в прошлом куратор программы по обществознанию, поделилась своими воспоминаниями о работе на факультете довузовской подготовки.

Елена Константиновна Карпенко

Елена Константиновна Карпенко

Моя карьера в Высшей школе экономики началась около 2007 года. В тот период единого государственного экзамена еще не существовало, и абитуриенты поступали в высшие учебные заведения на основе традиционных вступительных экзаменов. Один из таких экзаменов в ВШЭ был по обществознанию. Эта дисциплина сразу была включена в обязательный список предметов для поступающих в университет, а для улучшения процесса подготовки был разработан специальный учебник по обществознанию.

В результате обществознание стало одной из ключевых школьных дисциплин, которую необходимо было сдавать в тестовом формате для поступления в ВШЭ. Стоит отметить, что Вышка была одним из первых высших учебных заведений в стране, где вступительные испытания были в виде письменных тестов еще до официального введения ЕГЭ. В первые годы своей работы в университете я особенно активно участвовала в процессе подготовки школьников, стремившихся поступить в наш вуз. Главная цель заключалась в том, чтобы обеспечить абитуриентов всеми необходимыми знаниями и навыками для успешной сдачи экзамена по обществознанию в соответствии с высокими требованиями ВШЭ.

Важный момент, связанный с тем, насколько качественно и, наверное, кропотливо факультет довузовской подготовки на протяжении всего периода своего существования отбирал педагогический состав, с учётом разных нюансов и тонкостей. Почему я об этом говорю? Потому что моя работа на ФДП, в частности, как куратора большого курса по обществознанию, была связана с тем, что я и мои коллеги не работали в школе. Мы были университетскими преподавателями. 

Действительно, у нас отсутствовал ранее прямой контакт со школьниками и все те психоэмоциональные моменты, которые часто являются определяющими в работе школьных педагогов. Когда мы начинали, непосредственной работы в школе у нас с коллегами не было, и это был определенный вызов. Тем не менее, формат социального взаимодействия, преподавание велось по университетским стандартам с лекциями и семинарами. Вызов, который мы принимали с коллегами, заключался в том, что нам нужно было придумывать формы взаимодействия с аудиторией, при которых внимание школьников и интерес к учебе сохранялись, а наша репутация в университете оставалась высокой. Эта работа для меня была единственным опытом взаимодействия со школьниками вне школьных стен, который сильно повлиял на мою профессиональную деятельность в университете. Я очень благодарна факультету за возможность взаимодействия с этой целевой аудиторией.

Важно отметить строгость и профессионализм менеджеров факультета, которые на протяжении многих лет планомерно и кропотливо организовывали сложную технологию подготовки, режимы работы, временные слоты и управление людьми, заслуживают особых слов благодарности и восхищения. Особенную признательность я хочу выразить тем, кто выполняет техническую и организационную работу на факультете, перестраивая модели в соответствии с изменяющимися условиями конкурсных вступительных испытаний, требованиями и запросами аудитории, особенно в условиях цифровизации.

На протяжении 30 лет факультет идёт в ногу со временем, проходя все этапы модернизации, включая внедрение интернет-ресурсов и освоение цифровых платформ. Это очень ценно и важно, так как расширяет доступность аудиторий. Факультет начинался как центр подготовки, доступный локально для Москвы и области, для детей, которые могли лично приехать и получить знания от университетских преподавателей. Но за последние 4-5 лет, особенно после пандемии, возможности факультета значительно расширились благодаря использованию Интернет-школы и цифровых ресурсов.

ФДП не позиционирует себя исключительно как место для профориентационных мероприятий для одарённых детей. Это проект, ориентированный на широкую школьную аудиторию, которая хочет подтянуть знания по предметам до необходимого уровня. В этом плане факультет создаёт определённый стандарт, согласно которому школьные дисциплины могут быть освоены технологично, эффективно и за определённое количество времени с определёнными трудозатратами.  Эта образовательная модель, разработанная факультетом, включает контрольные тестирования, рейтингование и другие методы оценки. Она позволяет школьникам сформировать представление о своём уровне знаний, выявить сильные и слабые стороны, а также определить точки роста в конкретном предмете. Повторюсь, это особенно важно, потому что проект ориентирован на всех школьников, а не только на одарённых.

Я считаю, что в этом и заключается особая ценность деятельности факультета. Он поддерживает интерес и мотивацию к поступлению среди широкой аудитории, позволяя слушателям участвовать в конкурсах и экзаменах на равных условиях. Педагогическая модель факультета помогает школьникам успешно сдавать экзамены или получать скидки, если что-то не удалось. Тем самым факультет предоставляет все необходимые возможности для их социализации и подготовки к обучению.

За период работы с ФДП у меня накопилось множество интересных историй. Особенно запоминается первое поколение студентов, с которым я начинала свою педагогическую деятельность. Эти ученики сыграли ключевую роль в развитии моих преподавательских навыков. Особенно приятно осознавать, что кто-то из них, с кем я впервые встретилась на Факультете довузовской подготовки, располагавшемся тогда на Нагатинской, на Варшавском шоссе, впоследствии стали моими студентами в университете. Более того, некоторые из них продолжили свои академические пути, защитили диссертации и сейчас занимаются научной деятельностью по всему миру. Это радость — видеть, как студенты, которые прошли через твои руки, достигают выдающихся результатов в науке.

Особенно важно для меня, что некоторые из этих успешных ученых — женщины. Это значимо в тех областях, где традиционно доминируют мужчины, таких как социальные и политические науки, и философия. Увидеть, как выпускники факультета довузовской подготовки становятся признанными учеными, — это особая ценность для меня. Также ярко вспоминаются моменты, когда видишь своих бывших студентов в списках победителей престижных конкурсов и грантов, таких как «Серебряный птенец». В такие минуты действительно осознаешь, что твой труд не был напрасен.

Дорогие слушатели, приходя на факультет довузовской подготовки и выбирая Вышку, помните, что какой бы выбор вы ни сделали, он должен быть осознанным. Не торопитесь. Вдохните, выдохните. На ваше решение влияет множество обстоятельств, включая тот ресурс, который ваши родители затрачивают и инвестируют в вас, рассчитывая, вероятно, на какие-то дивиденды. Но каким бы ни было давление внешних факторов, сделайте вдох, выдох и, отучившись на ФДП, принимайте решение, исходя из того, чем лично вы хотите заниматься в ближайшие четыре года после факультета. Не выбирайте то, чем вы не хотите заниматься. Это очень важно, потому что факультет довузовской подготовки предоставляет множество возможностей для поступления в ВШЭ. Однако поступить и учиться — это разные вещи. Поэтому мой совет — ваша осознанность и ваша мотивация.

Будьте ответственны, прежде всего, перед самими собой за тот выбор, который вы сделаете. А факультет предоставит вам возможности для этого выбора, включая знания и результаты, которые посильны каждому слушателю при определенном усердии, естественно.