• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Андреевич Гиринский: «Лекторы ФДП, способные излагать сложный материал, их безупречное владение языком и синтаксисом — всё это вдохновляло меня и оставляло неизгладимое впечатление»

Александр Гиринский, кандидат философских наук, научный сотрудник Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога, преподаватель и выпускник факультета довузовской подготовки о том, почему можно и нужно отдавать детей в университет.

Александр Андреевич Гиринский

Александр Андреевич Гиринский

Когда я учился в 9 классе, меня записали на факультет довузовской подготовки в Высшей школе экономики. На самом деле, тогда меня больше интересовали футбол и бальные танцы, а гуманитарные науки меня особенно не привлекали. Однако решающее влияние на мои дальнейшие шаги оказали курсы для школьников, о которых рассказали родителям. Мама стала инициатором моей записи на эти программы, так как знала, что математика мне не особо интересна. Мы выбрали стандартный гуманитарный набор предметов: история, обществознание и русский язык.

В 10 классе, в 2007 году, я начал посещать занятия в здании на Нагатинской. Хотя добираться туда было непросто, атмосфера ВШЭ кардинально отличалась от школьной, и меня это притягивало. Университетская среда с парами вместо уроков, продолжительностью по полтора часа, и перерывами оставила на меня неизгладимое впечатление. В перерывах я шёл в буфет за вкусными булочками с корицей и ощущал значимость происходящего.

Особенно меня поразило обращение на «вы». Это произвело на меня большое впечатление, так как, будучи всего пятнадцатилетним школьником, я ощущал взрослость и уважение к себе. В дальнейшем именно лекционно-семинарский формат занятий, манера ведения лекций, подача материала и уровень языка преподавателей стали теми аспектами, которые отличали занятия на ФДП от школьных уроков.

Лекторы ФДП, способные полтора часа без заметок излагать сложный материал, их безупречное владение языком и синтаксисом, умение естественно и легко держаться перед аудиторией — всё это вдохновляло меня и оставляло неизгладимое впечатление.

Наибольшее влияние на меня оказал курс по истории, который вела Светлана Васильевна Квашонкина. Этот предмет меня захватил, я начал интересоваться, стал побеждать на олимпиадах по истории, что раньше невозможно было даже представить. И это во многом предопределило мой выбор гуманитарного направления. Была особая прелесть в том, что ты знакомился не со школьным курсом истории, а с чем-то более серьёзным, взрослым, пусть и сложным. А человек на интересе, мне кажется, может сделать вообще всё, что захочет. У меня сразу возник интерес, поэтому я много всего дополнительного по собственному желанию смотрел, искал, конспектировал. Два года назад я делал ремонт в квартире, и когда разбирал вещи, нашёл какую-то огромную папку конспектов ещё с ФДП, то есть я конспектировал лекции, а потом ещё разные учебники читал и сводил воедино с лекцией. Это всё потому, что мне было интересно. В результате я в Вышку поступил на политологию по олимпиаде. Хотел на историю, но тогда бакалавриат по истории только открылся, родители настояли на проверенной временем программе. Но мои профессиональные интересы до сих пор между колеблются историей и философией — это история русской философии, русской культуры. 

Мой опыт работы с детьми сконцентрирован на старшей школе. И старшая школа, то есть, ученик 10 класса не очень сильно отличается от первокурсника. Я поддерживаю идею предуниверсария — дать старшим школьникам попробовать профилизацию, что как раз то, что реализует факультет довузовской подготовки и лицей НИУ ВШЭ. Но это работает только там, где есть эта тесная спайка школ и вуза, где это институционально возможно. ФДП и Высшая школа экономики в этом смысле идеальная модель. Многие школы взяли на вооружение идею профилизации, но она не сработает, если для этого нет реального обеспечения — кадрового и ресурсного. В этом смысле хорошо, что Вышка в своё время начала двигаться по пути имплементации школы внутрь вуза. ФДП возник внутри университета. Вот это очень важная история. 

Что касается младших возрастов, тем более четвертого класса, здесь, конечно, сложнее, но я знаю — на ФДП с такими ребятами работают педагоги, которые понимают специфику этого возраста и методически, и дидактически, используют игровые, вовлекающие форматы. Выбирают, конечно, родители, но важно, чтобы у ученика было какое-то место — и это не его школа — куда он приходит и получает принципиально другой опыт, даже скорее эмоциональный. Это очень важно, мне кажется. Вот эта смена места и каких-то эмоциональных индикаторов того, где ты находишься, формирует иные ожидания, которые хорошо работают на адаптацию в университете и жизни. Мне кажется, что главное в младшем возрасте не «сколько» и «что», а «как» и «где». И ФДП в этом случае полезная история.