• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анатолий Прокопьевич Иванов: «Надо не натаскивать на ЕГЭ, а приводить знания в систему, начиная с младших классов»

Анатолий Прокопьевич Иванов, ординарный профессор, известный ученый-практик, автор более 170 научных публикаций, участвовавший в разработке тестового формата вступительных испытаний в НИУ ВШЭ, поделился своими воспоминаниями, а также теплыми поздравлениями ФДП с 30-летием.

Анатолий Прокопьевич Иванов

Анатолий Прокопьевич Иванов

В 1998 году Лев Львович Любимов, один из основателей Вышки, пригласил меня как независимого эксперта для проведения вступительного экзамена по математике на экономический бакалавриат. Причина была в том, что родители абитуриентов жаловались на неравные условия — если ребенок занимался с репетиторами, то сдавал хорошо, а если нет, то значительно хуже. Я согласился. Стандартное испытание по математике на тот момент включало решение нескольких сложных задач, на которые можно было абитуриента натаскать. Я же предложил тридцать небольших заданий разной сложности на шестьдесят минут с выбором правильного ответа из пяти предложенных альтернатив. Представлял эту модель в Вышке на заседании двух кафедр, где присутствовало около 25 человек. Преподаватели высказались резко против: упрекали, что слишком просто, можно ответ угадать. Тогда я предложил решить им тест. Примерно через тридцать минут один из преподавателей говорит: «Вы знаете, мне некогда, нужно бежать», потом — следующий. Осталось от двух кафедр несколько человек. Тридцать баллов никто не смог набрать и коллеги пришли к выводу, что угадать невозможно! Тест охватывал такой большой объем заданий, что невозможно было угадать или на это «натаскать», можно было только системно изучить весь курс математики. Главное — тесты надо составлять правильно, подбирая такие дистракторы (ответы, соответствующие типовым ошибкам учащихся), чтобы сразу стало понятно, что экзаменуемый этот материал не представляет. В итоге Учёный совет Вышки согласовал проведение вступительного экзамена именно в таком формате. Мне пришлось приезжать каждый месяц из Перми в Москву для проведения занятий и консультаций по математике на ФДП с проведением мониторингов. На этих занятиях использовались мои пособия с тестами, и вскоре Вышкинские преподаватели сами стали разрабатывать и публиковать замечательные тесты. Так прошёл год, все мы научились работать.

Первый экзамен хорошо помню. Показ работ был назначен в корпусе на Мясницкой 20 на первом этаже. Абитуриентов собралось столько, что вся Мясницкая была запружена. И вот представьте — не было ни одной оправданной апелляции! Не потому, что мы несговорчивые, а потому что задания составлены качественно, и оценивание было проведено супер объективно. Наш опыт был важен для всего российского образования, так как стал предтечей ЕГЭ.

Сердечно поздравляю коллег с юбилеем. Приятно сознавать, что сегодня коллеги работают не только с выпускниками, но даже с четвероклассниками. Это здорово. Надо не натаскивать на ЕГЭ, а приводить знания в систему, начиная с младших классов. Радует и многогранность деятельности преподавателей факультета довузовской подготовки — готовят и к  ЕГЭ, и к поступлению в престижные вузы и лицеи Москвы, работают с огромным количеством базовых школ, включая регионы. В Вышке открылись факультеты математики, физики, биологии. ФДП обеспечивает привлечение самых компетентных абитуриентов в лучшее учебное заведение России — Высшую школу экономики. Это огромное достижение!