Первый декан Факультета довузовской подготовки Вадим Львович Шагин: «Мы придавали значение личности каждого ребенка и старались взаимодействовать с ним»
Начало истории создания факультета довузовской подготовки
С 1994 по 1998 год я возглавлял факультет довузовской подготовки. Создание факультета почти совпало с основанием Высшей школы экономики, что было необычным, ведь вуз решил сосредоточиться на абитуриентах, несмотря на недостроенное здание.
Лето 1994 года запомнилось мне участием в проверке вступительных экзаменов по математике по приглашению Григория Гельмутовича Канторовича. В составе дружной команды мы собрались в одном из корпусов, где тщательно проверили все работы. Это событие положило начало истории: в этот же год был создан факультет довузовской подготовки, открыт приём в магистратуру и запущены подготовительные курсы для бакалавриата. Так начался наш путь.
Изначально задумывалось, что факультет довузовской подготовки станет местом для подготовки абитуриентов, как во многих вузах. Но когда я занял пост декана, мне стало ясно, что это не только средство заработка. Важно было создать репутацию, чтобы к нам стремились поступать.
Первым шагом стало решение, что отбор преподавателей будет контролироваться деканом. Руководство поддержало этот нестандартный подход. Я лично отбирал преподавателей, посещал их лекции и оценивал их взаимодействие с аудиторией. Так была собрана отличная команда талантливых педагогов. Во время обучения в бакалавриате нашей примой по экономике была Савицкая Елена Владиславовна. Она производила впечатление не только благодаря своей эффектной внешности, что особенно радовало студентов, но и своим мастерством подачи материала. Её лекции было приятно слушать.
Я искал лучших преподавателей, которые могли бы составить конкуренцию любому другому вузу.
Но бывало и так, что даже блестящие специалисты не всегда могли успешно преподавать школьникам
Инновационные методы обучения, внедрённые на факультете
Дело в том, что мы ввели интересную практику проведения анонимных опросов среди учащихся: раз в квартал или раз в два месяца студенты заполняли анкеты, выражая мнение о доступности материала, качестве подготовки к лекциям и готовности преподавателей отвечать на вопросы. После анкетирования мы проводили дискуссии и анализировали результаты, выявляя недостатки. Эта практика позитивно сказалась на обеих сторонах — как на учащихся, так и на нас. И хотя есть замечательные преподаватели, чьи книги весьма ценны, умение установить контакт с детьми далеко не у всех так прекрасно развито.
Помню, что было ещё одно важное новшество, возникшее примерно в 1997 году, — бесплатные подготовительные курсы. Времена были трудные, и поэтому значимость бесплатных потоков для учащихся была колоссальной. Представьте себе, как толпы студентов прибывали в наш университет, чтобы сдать математический экзамен и поступить на факультет довузовской подготовки. Экзамен полностью контролировался, чтобы исключить любые сомнения в его честности. Мы были напряжены до предела, но у нас получилось обеспечить прозрачность процесса.
Конкурс на бесплатные потоки оказался выше, чем на поступление в Высшую школу экономики, что подчёркивало привлекательность ФДП.
Со временем количество студентов, желающих учиться у нас, росло. Они ценили атмосферу и качество образования, и чем больше учились на бесплатном отделении, тем больше стремились продолжить обучение на нашем факультете. Этот проект прекрасно демонстрировал, как собственные инициативы могут сделать образование доступным и привлекательным для всех.
Интересные случаи из истории ФДП
На экзамене в магистратуру у меня случился один интересный случай. Пришёл один абитуриент с полностью перевязанной головой, так, что видны были только два глаза. Оказалось, что он попал в аварию, но его руки и ноги были в порядке. Он пришёл сдавать экзамен, но его не хотели пускать из-за его состояния.
Ситуация с таким случаем не предусматривалась в правилах, но его всё равно допустили к экзамену. После того, как он сел писать работу по математике, приёмная и предметная комиссия начали обсуждать, как поступить в этой ситуации.
На следующий день эта история долетела до руководства университета, и ректорат срочно собрался для обсуждения ситуации. На следующий экзамен абитуриент пришёл уже без перевязок, и экзамен по английскому языку прошел успешно. После экзамена ему сказали написать объяснительную записку о причинах опоздания на 15 минут на предыдущий экзамен. Почерки в записке и черновиках по математике не сходились. Этим дело и закончилось. По-моему, это был его брат.
Главная притягательная черта факультета довузовской подготовки
Мы придавали значение личности каждого ребёнка и старались взаимодействовать с ним. С учениками всегда вёлся диалог, и даже в самых сложных ситуациях мы всегда их поддерживали и помогали принять правильное решение. Я никогда не прибегал к мерам выгнать кого-либо.
На моих лекциях чаще всего царила тишина. Это хороший метод, особенно если сравнивать с «образовательным бутиком». Однако на факультете довузовского обучения были массовые потоки студентов, большие групповые лекции и так далее. Возможно ли сохранить такой индивидуальный подход, как «каждый ребёнок — личность», в таких крупных потоках?
Зачем студенты ходят на лекции? Разумеется, чтобы учиться. У нас работали лучшие преподаватели, по моему мнению, лучшие в Москве. Учащиеся приходили в университет не просто так, им было нужно учиться. Никто не контролировал их присутствие. Они ощущали потребность в знаниях и приходили сознательно. Мы постепенно обучали их, проводили контрольные работы, и ученики, показавшие лучшие результаты, получали скидки на обучение.
Мы создали систему, стимулирующую студентов к обучению. Главное — чтобы им хотелось учиться.