Григорий Гельмутович Канторович: «ФДП очень много дал Вышке»
Начало истории факультета довузовской подготовки
Я начал тесно работать с ФДП с 1998 года, курируя это направление как проректор. Вскоре ФДП нашёл руководство в лице Светланы Васильевны, которая приняла вызов и привнесла свои идеи. Мы начали активно развиваться, объединяя всю работу со школьниками.
Как-то очень давно, я уже не могу вспомнить точно, Высшая школа экономики проводила методические занятия для преподавателей. Мы готовили их к урокам по экономике и параллельно с этим рассказывали о себе и привлекали школьников из Москвы и Подмосковья, что сейчас является обычной практикой. Школьники приходили к нам в университет, хотя у нас не было таких роскошных помещений, как сейчас, но для них это было что-то удивительное.
Сначала факультет работал только с одиннадцатиклассниками, но постепенно начал расширяться и включать и младшие классы. Также появилась необходимость готовить учеников к вступительным экзаменам в ВУЗах. Это привлекло многих студентов и помогло факультету вырасти. Успех был настолько ошеломляющим, что потребовалось открыть подготовительные курсы для магистратуры.
Мотивация у ребят на факультете довузовской подготовки с самого начала была на высоком уровне: они приходили учиться в незнакомое место с огромным энтузиазмом.
На тот момент идея платных подготовительных курсов была необычной для советского общества. Репетиторы считались предметом роскоши для богатых, и многие люди даже такой возможности для себя не допускали.
ФДП взимал плату за обучение, но её размер был невелик. Эти доходы использовались для финансирования преподавательского состава и сотрудников, обеспечивая качественное функционирование образовательных программ. Финансово ФДП сразу же показал положительные результаты. Но ключевым моментом его успеха была увлекательность занятий для учеников, которые охотно приводили друзей, а родители активно поддерживали эту идею.
Особенность факультета довузовской подготовки
Важной задачей ФДП было уделять внимание не только учебным вопросам, но и формированию общественной атмосферы.
Факультет стал местом, где школьники учились и развивались как личности.
Мероприятия, проводимые ФДП, такие как игры, олимпиады и встречи, способствовали развитию навыков и интересов учащихся. Например, факультет организовывал поездки за границу для учащихся во время каникул за счет их родителей. Ребятам показывали Кельн и Страсбург. В Страсбурге они познакомились с куратором по русскому языку в международном лицее, что было редкостью на тот момент. Встреча с французскими школьниками, не говорящими по-русски, и российскими школьниками, не говорящими по-французски, прошла так складно, что через некоторое время дети сами начали общаться без нашего участия.
Роль ФДП в истории Вышки и в формировании российского образования
На самом деле, множество мелких, на первый взгляд, вещей, начавшихся в Вышке, проросли здесь и получили своё развитие. Я считаю, что сам факультет довузовской подготовки, функционирующий как постоянная структура со своими планами и целями, имеет большое значение. Это не просто разрозненные курсы, проводимые время от времени для заработка.
По моему мнению, одной из самых ценных вещей является атмосфера взаимного интереса и общего стремления к успеху.
С ростом числа учащихся на ФДП увеличивалось количество талантливых абитуриентов, поступающих в Вышку. Это, в свою очередь, способствовало увеличению числа способных студентов и, как следствие, числа успешных выпускников НИУ ВШЭ.