• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Светлана Васильевна Квашонкина: «Самое большое достижение — это выпускники факультета довузовской подготовки»

Светлана Васильевна Квашонкина занимает должность декана факультета довузовской подготовки уже более 25 лет. Она начала работать в Вышке преподавателем с первых годов её существования. В интервью Светлана Васильевна рассказала о том, как возникла идея запуска программ для самых маленьких студентов НИУ ВШЭ, а также поделилась рассказами о талантливых выпускниках факультета довузовской подготовки.

Светлана Васильевна Квашонкина на Дне открытых дверей ФДП

Светлана Васильевна Квашонкина на Дне открытых дверей ФДП

Роль ФДП в истории Вышки и в формировании российского образования

Существует известное выражение, что театр начинается с вешалки. По нашему мнению, Высшая школа экономики начинается с факультета довузовской подготовки. 

Для большинства абитуриентов именно этот факультет становится первым контактом с университетом: его сотрудниками, программами и учебными материалами. От того, как они оценят это начальное знакомство, качество учебного процесса и уровень полученных знаний, во многом зависит их дальнейшее отношение к НИУ ВШЭ как к потенциальному месту учёбы. Для нас это принципиально. 

Что касаемо вклада в российское образование, уже в 1998-1999 годах факультет принимал участие в тестировании материалов, которые впоследствии легли в основу ЕГЭ и ОГЭ. ФДП активно участвовал в эксперименте по единому государственному экзамену, охватывающем отдельные регионы. Мы и сейчас убеждены, что современный формат выпускных испытаний является одним из лучших способов проверки знаний, отбора студентов для высшего образования, а также оценки их возможностей и способностей.

Главная притягательная черта ФДП

У нас нет конкурсного отбора. К нам приходят самые разные дети с различным уровнем знаний, характером и темпераментом. Организовать их, ввести в академическую среду университета, воспитать уважение к университету, способствовать их взрослению и, в итоге, достижению блестящих результатов к 11-му классу — это чрезвычайно важно.

Я считаю, что одно из ключевых условий успешного образовательного процесса — это чёткая организация всех его аспектов. Открытость и доступность информации имеют чрезвычайное значение. Это обеспечивает объективные рейтинги, которые предоставляют значительные преимущества при поступлении в лицей или на бакалаврские программы НИУ ВШЭ. Таким образом, прозрачность играет решающую роль и привлекает родителей. По этой причине многие выбирают факультет довузовской подготовки.

Идея создания программы для 4-7 классов «Клуб Эрудит»

Факультет довузовской подготовки первоначально занимался только старшеклассниками. Но довольно быстро стало понятно, что интересующихся Вышкой младших школьников очень много. И для них тоже можно что-то придумать и вовлечь их в корпоративную культуру большого университета. Тогда было принято решение разработать особую методику преподавания для маленьких, и так возникла образовательная программа на основе игровых технологий — «Клуб Эрудит». 

В «Клубе Эрудит» никогда не было общеобразовательных предметов, которые изучают в школе. Это всегда были интересные и сложные направления — например, разделы права, экономики, финансовой грамотности. На этой программе не писали как таковых контрольных работ, хотя модули и рейтинг — это понятие, известное нашим учащимся. Вместо контрольных работ у них проводилась игра «Лабиринт». Это серьёзная проверка знаний, но в игровом формате. Я считаю, что именно поэтому «Клуб Эрудит» стал пользоваться большой популярностью. И постепенно, хотя начиналась программа с 8 класса, мы расширили её до возможности участия семиклассников, потом шестиклассников, а теперь уже и учащихся пятых и четвёртых классов. 

Главная цель — расширение довузовского образовательного пространства Вышки, вовлечение учащихся в университетскую культуру с как можно более раннего возраста. 

Это возможность профориентации, поскольку мы всегда старались включать в учебный план «Клуба Эрудит» предметы, ориентирующие на разные факультеты Вышки, в том числе и на вновь возникающие. Вышка росла очень быстро, факультетов становилось всё больше и больше, и важно было показать школьникам возможность широкого выбора, поскольку наше твёрдое убеждение, что даже в 11 классе мало кто из учащихся совершает осознанный выбор профессии, часто родители влияют на принятие решения. Но, на самом деле, важно как можно раньше попробовать себя в экономике, праве, программировании. И мы даём эту возможность. 

Младшие классы стали частью наших программ по просьбам родителей, которые приходили в «Клуб Эрудит» с детьми и их младшими братьями и сёстрами, постоянно интересуясь, почему нельзя включить в занятия четвёртый и пятый классы. Конечно, работа с таким юным возрастом требует специальных методов преподавания и подбора квалифицированных педагогов. Университетские преподаватели не всегда готовы и способны заниматься с такой возрастной группой. Тем не менее, учащиеся четвёртого и пятого классов оказались самыми благодарными участниками «Клуба Эрудит». Мы уже видим, как дети, начавшие с пятых-шестых классов, прошли с нами весь путь до одиннадцатого класса, поступили в Высшую школу экономики и теперь учатся на разных образовательных программах.

Самые яркие события из истории ФДП

Одно из таких событий — открытие Интернет-школы, дистанционной программы обучения в 2002 году. Тогда о дистанционном обучении только-только начинали говорить. Интернет-школа предоставляла возможность учащимся из регионов, которые не могли посещать наши очные курсы, изучать множество предметов, среди которых были и те, что входили в состав вступительных испытаний на разные факультеты. К таким предметам относились, например, экономика и право. Интернет-школа также организовывала собственную интернет-олимпиаду, результаты которой учитывались как первый тур олимпиады «Высшая проба», предоставляя шанс многим региональным учащимся поступить в Высшую школу экономики.

Также хочу упомянуть образовательные путешествия, организуемые факультетом довузовской подготовки. Целью этих путешествий было познакомить учащихся с различными системами образования, разными университетами, как российскими, так и зарубежными, сравнить образовательные системы. Вместе с «Клубом Эрудит» мы посетили практически половину России и многие европейские страны. Там мы встречали студентов Высшей школы экономики, которые находились на стажировках или обучались по программам двойных дипломов. Они делились своим опытом поступления и обучения в этих университетах. У нас были уникальные встречи в Сорбонне, в Барселоне, в университетах Германии, таких как Кёльнский и Берлинский университеты. Мы также посетили университеты Калининграда и Санкт-Петербурга. У ребят была возможность сравнить все плюсы и минусы различных образовательных систем. Кроме того, образовательные путешествия включали знакомство с историей и географией, а также общение с интересными людьми.

Однажды мы были в Париже и, переходя площадь перед Лувром с группой ребят из «Клуба Эрудит», вдруг услышали радостный возглас: «Ребята! Светлана Васильевна!» Мы были удивлены, когда к нам подбежал бывший выпускник ФДП, который в то время учился уже в Сорбонне. 

И таких случайных, но приятных встреч было немало, что, конечно, обогатило наши образовательные путешествия.

Самое большое достижение ФДП

Самое большое достижение — это выпускники факультета довузовской подготовки, которые, несмотря на изменения формата в обучении, формата вступительных испытаний, тем не менее из года в год поступают на различные факультеты Высшей школы экономики. Около 80% выпускников ФДП становятся студентами Вышки ежегодно. Мы не теряем связь с ними, когда они окончили университет. Среди наших выпускников есть и университетские руководители высокого ранга, и руководители известных компаний. 

Пожалуй, больше всего мы гордимся теми нашими выпускниками, которые окончили Вышку, остались преподавать в Вышке, пришли преподавать на факультет довузовской подготовки и привели сюда учиться своих детей. 

Я воспринимаю эту преемственность очень лично, потому что иногда идешь по коридору, и вдруг кто-то говорит: «Светлана Васильевна, здравствуйте, а мне про вас мама рассказывала!»