Елена Вячеславовна Барченко: «Учёба на ФДП — это непростой труд, но именно через этот труд слушатели получают знания и навыки, которые пригодятся им в жизни»
В начале нашей работы в Высшей школе экономики набор студентов происходил в условиях практически полного отсутствия информации о нас. Время было непростое, и интернет с мобильными телефонами только начинал развиваться. Однако, уже в 1995 году, к нам поступило около 800 заявлений от абитуриентов. Люди приходили в основном благодаря сарафанному радио и рекомендациям, которые передавались из уст в уста. У нас была обширная сеть базовых школ, и всё взаимодействие с потенциальными студентами происходило через телефонные переговоры. Так мы сообщали школьникам о Дне открытых дверей и вступительных экзаменах.
Мы предложили бесплатное подготовительное отделение для лучших абитуриентов, отобранных по конкурсу. Этот конкурс проходили одиннадцатиклассники, и основным предметом для экзамена была математика. В этом первом наборе участвовало около 1500 человек, из которых мы смогли принять 100 на бесплатные места, остальные же учились на платной основе.
Процесс экзамена, заключение договоров с родителями и другие административные вопросы приходилось решать вручную, поскольку у нас не было централизованной базы данных, с которой можно было бы работать. Несмотря на трудности, учебный процесс был тщательно организован. Мы занимались контролем и подготовкой контрольных работ, их проверкой и внесением результатов в компьютер вручную. Кроме того, для студентов были предусмотрены скидки по результатам контрольных работ на следующий год, что добавляло мотивации.
Историческим и важным является то, что слушатели, которые записались на факультет довузовской подготовки, стали первыми студентами Высшей школы экономики. На тот момент информации о нашем факультете не было в интернете, по сути, он только начинал свое существование. Поэтому у нас была практика передачи сведений из уст в уста — люди делились информацией с друзьями и знакомыми. При поступлении на факультет довузовской подготовки для абитуриентов проводились экзамены, результаты которых можно было засчитать как вступительные. Таким образом, многие старались попасть на факультет, чтобы ознакомиться с учебным процессом университета и встретиться с преподавателями, а также заранее сдать экзамены. У нас была возможность сдавать экзамены дважды — в мае и в июле, что позволяло абитуриентам выбрать лучшие из своих результатов. Это стало значительным преимуществом для школьников, мечтавших поступить в Вышку.
Формат единого государственного экзамена был внедрен именно в нашей учебной системе. Мы начали работу над его проведением: от обработки контрольных материалов до сканирования работ. Высшая школа экономики первой перешла на тестовую систему вступительных экзаменов, и именно на факультете довузовской подготовки контрольные работы проводились в формате тестов. Это было важным этапом, поскольку многие аспекты ЕГЭ, которые используются сегодня, мы отрабатывали в своих контрольных работах. Таким образом, наши студенты имели возможность не только четыре раза пройти подготовку к ЕГЭ, но и ознакомиться с формами бланков, которые используются на экзаменах. У нас также была система сканирования и проверки работ, идентичная той, которая применяется на ЕГЭ. После каждого теста студенты видели, где они ошиблись, чтобы подготовиться к реальному экзамену.
Со временем мы начали проводить выездные школы, где студенты сочетали учебу и отдых в теплых странах. Я вспоминаю, как мы отдыхали на пляже, и мне пришлось собирать детей из воды, напоминая им об уроках Высшей школы экономики. Это вызвало интерес не только у наших студентов, но и у отдыхающих, которые собирались вокруг, услышав о нашем университете. Один из аниматоров, помогавший детям с танцами, был поражен, увидев, как они занимаются английским в столь жаркое время на море.
Наши проекты значительно разрослись и стали разнообразными. Мы начали работать с детьми с четвёртого класса, что удивило многих преподавателей. Раньше мы начинали только с одиннадцатого, и теперь есть разработанный проект, который успешно движется вперёд. Например, мы проводим олимпиаду факультета довузовской подготовки Турнир TESLA, и это новшество для нас. Также мы организуем образовательные путешествия и летние школы, что активно загружает ребят занятиями, включая экскурсии по Москве и крупных компаниям.
Что касается трудностей, с которыми мы сталкивались в процессе работы на факультете, они всегда присутствуют. Каждый новый учебный год приносит свои вызовы. Однако наиболее серьезной проблемой, с которой мы столкнулись, стал переход на онлайн-обучение во время пандемии. Все произошло очень быстро: в течение нескольких дней нам пришлось перейти на удаленную форму обучения. Мы схватили необходимые вещи и оказались дома. Первоначально нам выделили две недели без занятий, затем этот срок продлили до июня, и нам пришлось изучать платформу Zoom и прочие технологии организации онлайн-конференций. Всё это время мы обучали не только себя, но и преподавателей, помогая им разобраться в новом формате.
Дорогие слушатели, выпускники и коллеги! В этот юбилейный год хочу поделиться своими пожеланиями, которые, конечно, актуальны не только сегодня, но и на протяжении всего дальнейшего пути. Прежде всего, я желаю вам всем процветания и успешной учебы. Если вы уже выбрали наш путь и пришли в Высшую школу экономики, это значит, что вы действительно мотивированы. И это здорово! Я хочу, чтобы эта мотивация только усиливалась с каждым днем, чтобы вы стремились к лучшим результатам в учебе. Учёба на ФДП — это непростой труд, но именно через этот труд слушатели получают знания и навыки, которые пригодятся им в жизни.
Желаю каждому из вас успешной карьеры и достойного места в жизни, чтобы вы нашли себя в той сфере, которая вам близка и интересна. Будьте целеустремленными, открытыми к новым знаниям и возможностям, и вперед к новым вершинам!