Екатерина Александровна Шумских: «Отличительная черта факультета довузовской подготовки — умение держать руку на пульсе»
По моим воспоминаниям, это был второй или третий год существования факультета. Знаете, прошло так много времени, что трудно сказать, осознавали ли мы тогда, что создаем историю и приближаемся к юбилею. Я случайно узнала о Вышке благодаря знакомству с Сергеем Филановичем, который работал на кафедре. Он хорошо знал нашу группу филологов и предложил нам работу, и мы задержались здесь надолго.
С тех пор формат экзаменов значительно изменился. Когда мы начинали, существовало два типа экзаменов. Один из них можно было назвать олимпиадным, и он проходил в мае. Студенты имели возможность сдавать экзамен по окончании программ, завершающихся 30 апреля. Тем, кто успешно прошел курс, давалась возможность сдать экзамен до 17 мая. А если абитуриент не набирал необходимое количество баллов, он мог пройти обычный вступительный экзамен. Эти экзамены проводились примерно в середине июня или в августе — как и в большинстве вузов. Преимуществом данной системы было то, что студенты могли использовать свой наилучший результат. К примеру, если один абитуриент сдал экзамен на пятёрку, а другой — на четвёрку, он имел возможность выбрать лучший балл для поступления. Этот формат функционировал до тех пор, пока экзамены не были заменены системой ЕГЭ.
ЕГЭ также претерпел множество изменений как в содержании, так и в формате. Преподаватели ФДП всегда старались учитывать новые требования, адаптируя программу сразу после выхода демоверсии в августе. К сожалению, майский экзамен в конечном итоге был отменён. Теперь современный формат экзамена соответствует стандартам ЕГЭ. На наших программах мы, безусловно, выходим за пределы этого формата, уделяя внимание культуре речи и расширению словарного запаса. Мы анализируем художественные тексты, даже на уроках русского языка, так как наши студенты проявляют интерес к анализу и коммуникации. Тем не менее, основой нашей работы по-прежнему остаются требования ЕГЭ, включая содержание и кодификаторы.
Если говорить о запоминающихся моментах, то мне хочется рассказать о 2020 году. Сегодня мы явно можем разделить свою жизнь на «до пандемии» и «после». Стоит отметить быструю реакцию ФДП в сложный период. Всего через несколько дней после объявления локдауна занятия, проводившиеся по субботам, были отменены. Но уже в понедельник вечером Людмила Владимировна Бондакова, которая тогда отвечала за наши курсы, направила нам требования по организации занятий и образцы материалов с логотипом ВШЭ. Для меня это стало абсолютной новинкой. Ранее я была лишь пользователем — отправляла письма и проверяла контрольные работы, а вот подготовка слайдов и презентаций стала настоящим вызовом.
Мы быстро адаптировались к новым условиям. Тогда как другие вузы только начинали приспосабливаться, Вышка уже через неделю возобновила занятия. Русский язык у нас проходил по субботам, и занятия продолжились по расписанию. Это не просто интересный случай, а яркое свидетельство той характерной черты нашего вуза и факультета довузовской подготовки — способности всегда оставаться в ногу с происходящим.
Я хочу пожелать слушателям ФДП усердного и сознательного подхода к обучению. Не стоит откладывать на завтра то, что можно изучить сегодня. Часто можно услышать: «Я сделаю это потом» — и это распространённая ошибка. Многие полагают, что в течение десяти дней в мае удастся завершить все дела. Однако именно усердие в течение всего периода обучения, творческая энергия и креативный подход к обучению позволяют добиваться успеха, и важно готовиться уже сейчас.
Коллегам желаю неизменно поддерживать высокий уровень профессионализма. Это основа любой профессии — будь ты артистом, врачом или инженером. Профессионализм включает все необходимые качества: знания, методологическую базу, уважительное отношение к учащимся и признание значимости своей профессии. Профессионализм — это ключ к успеху в любом начинании.