Ирина Евгеньевна Таранец: «Мы старались поддерживать и детей, и родителей, помогая им проходить через сложные моменты»
В 2002 году мы, я и Любовь Александровна Ефимова, пришли на факультет довузовской подготовки в качестве преподавателей экономики и математики. В то время мы обучали только старшеклассников: 9, 10 и 11 классы. Нам пришла в голову идея создать программу для 7 и 8 классов, и мы предложили основать «Клуб Эрудит». В нашу затею никто не верил, и даже отпускали шутки в духе «Клуб Ерундит». Однако Светлана Васильевна Квашонкина проявила интерес и поддержала нашу инициативу. В сентябре 2004 года мы набрали первые четыре группы. Мы отлично понимали, что обучение детей — это особый процесс, поэтому применяли игровые методики. Например, контрольные работы проводились в формате игры «Лабиринт», где мы создали пещеры Золотого Тельца, Минотавра и Левиафана, и в каждой из них были задания по истории, экономике и риторике.
Вскоре мы начали организовывать балы, каждый из которых был посвящен определенной исторической эпохе. Это стало интересным и увлекательным способом изучения истории. Первый из этих балов был посвящен А. С. Пушкину в честь его юбилея и проходил в усадьбе Дурасовых. Родители оказались не менее вовлечены в это мероприятие, чем дети. Один папа, театральный художник, помог оформить зал, а другие родители занимались созданием костюмов, разработкой шарад и подготовкой сценариев для танцев. Запомнился бал «Маскарад», посвященный эпохе Елизаветы, а также бал «Русский стиль», который мы провели в трапезной храма Христа Спасителя.
Немногим позже мы открыли дискуссионный клуб «Мудрая ворона». Этот клуб научил школьников риторике, аргументации, умению убедительно презентовать свои идеи и договариваться. Участие в дискуссиях активно принимали профессора из Вышки. Кроме того, мы запустили программу образовательных путешествий, направленную на знакомство детей с различными странами и университетами. В этом нам вновь помогали родители, делясь контактами и идеями. Так, мы посетили университеты во Франции, Германии и Нидерландах. Помню в Сорбонне коллеги изумлялись тому, что такие маленькие дети интересуются сложными науками, а многие говорят на нескольких языках.
Мы также путешествовали на Крит и Родос. С утра у нас проходили занятия, а затем мы занимались играми, например, «Зарница», танцами и спортивными соревнованиями. Одной из поездок была экскурсия в Афины, где наш гид, общаясь с нами, заметила: «Как же с вашими детьми непросто! Они задают столько вопросов, на которые я не знаю ответов!» А мы в это время целую зиму изучали мифы Древней Греции!
Был у нас однажды мальчик с ангельской внешностью — кудрявый, пухлый и очень озорной. Он всегда радовал всех своими проделками. И вот однажды, когда все укладывались спать, мы обходили комнаты, и вдруг раздался настоящий крик. Мы выбежали на улицу и увидели его, одетым в костюм греческого бога — с венком на голове и драпировкой из простыни, застрявшим на дереве. Он залез, но не смог слезть, запутался в ветвях. Деревья в лагере были невысокими, но сам он не мог справиться. Мы, конечно, сняли его оттуда, и после этого он стал вести себя сдержаннее.
Родители были очень довольны тем, что их присутствие на ФДП было необходимо. Они чувствовали, что здесь их мнения и переживания принимают во внимание. Дети в этом возрасте – не ангелы, это все понимают. 7-9 классы – это самые трудные годы. В этот период подростки особенно чувствительны. Мы старались поддерживать и детей, и родителей, помогая им проходить через сложные моменты. Когда ученик забывал выполнить домашнее задание, я не ставила ему двойку, а говорила: «Это останется между нами, но завтра ты все принесешь». А были и случаи, когда ребята пытались скрыть, что курили. Мы проводили с ними долгие разговоры о вреде курения и его влиянии на здоровье. Я объясняла: «На олимпиаде победить не удастся, если твой мозг страдает от дыма». Ребята понимали, и один из них, к слову, впоследствии выиграл олимпиаду и больше не курил.
Наши выпускники по-прежнему поддерживают связь, поздравляют нас с праздниками. Это приносит мне радость, ведь найти истинно близких по духу людей – задача не из простых. Однако они смогли сформировать свои компании, продолжают общаться и иногда проводят время вместе, дружат семьями.
Уважаемые коллеги, друзья! Примите самые теплые поздравления с юбилем! З0 лет... для истории это мгновение, для нашего факультета целая эпоха! За годы работы факультет сохранил традиции нашей Вышки, накопленный опыт уникальных педагогов, высокую культуру образовательного процесса. Желаю всем и дальше «так держать»! Пусть наши педагоги дарят верные знания нашим слушателям, пусть каждый слушатель проявит себя и найдет свои таланты, пусть на факультете царит атмосфера понимания и благополучия! Всем оптимизма и крепких сил, новых идей, целеустремленности, плодотворного учебного процесса!