• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Эдмундович Пекарский: «Благодаря занятиям на ФДП я поступил в магистратуру Вышки и развил активную преподавательскую деятельность»

Воспоминаниями и тёплыми пожеланиями поделился Сергей Эдмундович Пекарский, к.э.н., PhD in Economics, ординарный профессор, декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Сергей Эдмундович Пекарский

Сергей Эдмундович Пекарский

Я учился на подготовительных курсах ФДП для поступающих в магистратуру в 1995/1996 году. По первому образованию я прикладной математик, окончил МИЭМ, поэтому занятия по математике были для меня не так важны. А вот лекции по экономике имели большое значение. Микроэкономику читала Светлана Борисовна Авдашева, ныне моя коллега и руководитель департамента прикладной экономики, а макроэкономику преподавали Марина Евгеньевна Дорошенко и Лев Львович Любимов, который позже стал моим ментором, наставником. Благодаря этим занятиям я поступил в магистратуру Вышки и, будучи студентом второго курса магистратуры, развил активную преподавательскую деятельность, в том числе, и на ФДП. Сначала вел семинарские группы, потом постепенно стал лектором, и в какой-то пиковый год, уже не помню в какой, я читал четыре потока из шести.

Не все педагоги были готовы в университете работать с детьми. У меня было несколько мотивов.  Во-первых, это был дополнительный заработок для молодого преподавателя, и это было важно. А второе — мне действительно было интересно читать школьникам, не менее любознательным и мотивированным, нежели студенты. Молодые люди первой половины 2000-х годов были очень заинтересованы в освоении предметов и обладали важным качеством, которого часто не хватало последующим поколениям. Они относились к преподавателю с доверием, они доверяли образовательному содержанию, исходили из того, что раз этому учат, значит, это важно. Современные студенты, может быть, это тоже неплохое качество, исходят из того, что им самим виднее, какие компетенции им нужны. А тогда студенты относились к обучению с доверием, и это был очень интересный диалог. И наконец, третья и не последняя по значимости причина заключается вот в чем. Я безусловно, благодарен тем, кто меня учил экономики на подготовительных курсах и в магистратуре, но окончательно экономическое мышление я сформировал тогда, когда сам стал преподавать. Я начинал с того, что сначала просто следовал программе преподаваемых курсов микро- и макроэкономики, решал какие-то задачи, тесты. Потом я стал к этому достаточно критично относиться. Мы понимаем, что в экономике многие вопросы являются многоплановыми, и знания, которые даются школьникам и студентам младших курсов, далеко не всегда отображают действительность. Это некоторый учебный материал, а в реальности все намного сложнее. Но, понятно, нельзя школьнику «свалить на голову» сразу всю сложную картину мира. Я, постепенно разбираясь и погружаясь все глубже и глубже, стал искать некоторый разумный подход, чтобы, с одной стороны, не забивать голову школьникам слишком сложной многоплановой информацией, а с другой — не создавать у них догматичного и упрощенного представления об экономике. И в процессе того, как я пытался объяснить достаточно сложные для школьников вопросы в экономической теории, я и сам постепенно находил для себя более полные глубокие объяснения и, собственно, таким образом становился экономистом.

На факультете довузовской подготовки я в свое время преподавал одиннадцатиклассникам, сегодня экономику на ФДП изучают с 7 класса, и это очень правильно. С моей точки зрения, экономика намного более сложная материя, чем материя, допустим, физическая. Так же, как школьников начинают знакомить с теми или иными естественными науками, так же нужно поступать и социальными дисциплинами, это не менее значимо для формирования экономического мышления. Чем больше полезных контактов у школьников с различными преподавателями экономики и по линии ФДП, чем в большем количестве активностей участвуют школьники — курсы, каникулярные школы, олимпиады, тем больше у них не только шансов на поступление, но и возможностей для осознанного построения карьеры.  

Я желаю факультету довузовской подготовки хороших школьников и отзывчивых преподавателей. Желаю, чтобы вот такое равновесие, когда школьники хотят учиться, а преподаватели хотят преподавать, чтобы оно сохранялось как можно дольше.