• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа «10-11-й класс». Преподаватели об учебе

На программе «10-11 класс» особое внимание уделяется проработке части С единого государственного экзамена, на которую в школе, как правило, не хватает времени. Также присутствует отдельный блок подготовки к олимпиадным заданиям "Высшей пробы"Быков Алексей Александрович и Всероссийской олимпиады. Лекции и семинары ведут опытные преподаватели НИУ ВШЭ. Мы пообщались с некоторыми из преподавателей, чтобы они объяснили, как именно они готовят слушателей факультета к поступлению в НИУ ВШЭ, в чем преимущества занятий в группе и почему стоит записаться на курсы в ближайшее время.

Быков Алексей Александрович

Предмет: математика 11 класс
Факультеты: факультет экономики; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 40 лет

А.А. Быков считает, что самое главное на занятиях – побудить слушателя работать самостоятельно.

«Можно сколько угодно переписывать в свою тетрадку то, что говорит преподаватель, переписывать с доски чертежи, уравнения, формулы, но до тех пор, пока студент не станет сам работать, делать какие-то необходимые действия, он ничему не научится. Так что наша основная цель – это побудить учеников работать самостоятельно, показав, что конкретно надо делать», – комментирует преподаватель.

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ надо начинать учиться с 6 класса или, по крайней мере, с 7-ого. Основные знания даются в школе. «Мы не можем научить слушателя математике, допустим, за год. Кто-то говорит, что надо начинать готовиться за месяц, за полгода, за год – это все неправильно. Надо учиться систематически в школе. За три года на ФДП, конечно, можно научить математике, но если слушатель приходит, например, в 11 классе и его знания достаточно низкие, то речь может идти только о том, чтобы их просто повысить. Составить для каждого слушателя индивидуальный план, понять, какие у него возможности, какие задачи ему предложить и как с ним конкретно работать», – объясняет А.А. Быков.

Алексей Александрович считает, что чтобы преодолеть страх перед предметом нужно победить. Одержать хотя бы маленькую, но победу. Поставить маленькую задачку и решить ее. Сначала маленькую, потом посложнее, посложнее…

«Был такой великий математик – по фамилии Александров. Когда ему было 20 лет, его учитель задал ему задачу, которая была решена только через 70 лет. За это дали высшую математическую премию. А он тогда обиделся на своего учителя, пошел вдоль реки Волги читать лекции для крестьян – он этим занимался 2 года. Потом, когда он, наконец, преодолел свой страх, он вернулся обратно и начал дальше работать… Ни в коем случае нельзя ставить перед собой непосильную задачу, нельзя пугаться – нужно посоветоваться с грамотным человеком, чтобы он поставил перед вами ту задачу, которая вам по силам. И победить. И после этого вы начнете работать» – рассказывает А.А. Быков.

Даже среднего школьника можно научить так, чтобы он сдавал ЕГЭ на оценку «хорошо», и для этого нужна грамотная методика, нужен грамотный преподаватель, который сам знает свой предмет и умеет решать эти задачи.

А главная беда современной школы состоит в том, что сейчас туда пришли учителя, которые сами сдавали ЕГЭ. «Это катастрофа. Причем большинство учителей математики сами не могут решить подавляющее большинство заданий из того же самого ЕГЭ. ЕГЭ разрушило сложившуюся в Советском Союзе систему образования, которая была очень неплохой, и ничего не дал взамен», – делится А.А. Быков.

Строганкова Наталья Ильинична

Предмет: физика 11 класс
Факультеты: Лицей НИУ ВШЭ; факультет довузовской подготовки; бывший научный сотрудник МИЭМ
Педагогический стаж: более 40 лет

 

Наталья Ильинична готовит ребят к ЕГЭ по физике.

Преподаватель считает, что сегодня появился тренд на технические специальности, так как с каждым годом слушателей ФДП НИУ ВШЭ по физике становится все больше. При этом, по мнению Натальи Ильиничны, с появлением ЕГЭ подготовиться к экзамену по физике стало проще.

«Многие дети недооценивают физику, считают, что она очень сложная и трудна для понимания, но это совсем не так, физика - очень интересный предмет», – комментирует преподаватель.

Наталья Ильинична уверена, что физике может научиться любой. «Конечно, для физики нужно иметь определенный склад ума, понимать сам процесс физического явления – вот ключ к успеху», – объясняет Н.И. Строганкова.

На занятиях по подготовке к ЕГЭ большое внимание уделяется решению определенных типов задач. Разбираются все задания, которые могут быть на экзамене.

По мнению Натальи Ильиничны, если ребенок научится решать определенные типы заданий, он сможет решить любую задачу на экзамене.

«К успешной сдаче экзамена по физике можно подготовиться за год, конечно, нужно уделять большое внимание учебе на ФДП и выполнять все домашние задания», – уверена Н.И. Строганкова.

Торговников Ростислав Александрович

Предмет: информатика 10-11 класс
Факультеты: МИЭМ; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 12 лет

 

На уроках Р.А. Торговников рассматривает с ребятами два направления – программирование, как практическую часть, и непосредственно информатику.

Час отводится на общую теорию, по часу отводится на решение задач и практику по каждому направлению.

«На мой взгляд, сдать экзамен на высокие баллы ребятам мешает в основном отсутствие практики. От групповых занятий есть определенные преимущества, – во-первых, вместе веселей, во-вторых, ученики немного соперничают между собой, что двигает вперед процесс обучения»,– комментирует занятия преподаватель.

По мнению Ростислава Александровича, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужен минимум год, в идеале – два. «Можно в спокойном режиме начать готовиться с десятого класса и сдать на высокий балл. Какие-то практические моменты мы между собой проговариваем, чтобы ребята не подвергались излишнему стрессу по поводу экзаменов. В остальном, усердие и хорошая работа всегда помогают достичь нужного результата», – уверен Р.А. Торговников.

Владыко Наталья Николаевна

Предмет: история 11 класс
Факультеты: факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 41 год

 

Н.Н. Владыко считает, что ФДП – это оптимальный вариант для тех, кто хочет качественно подготовиться к предстоящему экзамену.

С прошлого года ЕГЭ по истории серьезно усложнили.

На лекциях читается отобранная информация, которая необходима для сдачи экзамена.

На семинарах ребята учатся высказывать свою точку зрения, отрабатывают задания из экзамена. Учатся пользоваться контурными картами (такой тип заданий есть в ЕГЭ). Поэтому, по мнению Натальи Николаевны, работа в группе - очень важная часть подготовки к экзамену. В истории важно все материалы обсуждать с преподавателями, коллегами. Это социальный предмет, который невозможно выучить в одиночку.

Конечно, подготовке к экзамену нужно уделять много времени. Наталья Николаевна считает, что современные технологии упростили эту задачу. Сейчас существует много программ, с которыми усвоение материала проходит интересней и быстрее.

«Для успешной сдачи экзамена ребенок должен заниматься каждый день, можно через день. Но не 3-4 часа перед занятием. Так как объем материала очень большой. Его нужно запоминать и на это нужно время. Ни один репетитор и курсы по подготовки к ЕГЭ не смогут хорошо подготовить ученика за один год. Для успешной сдачи такого предмета как история, начинать готовиться нужно минимум за два года», – считает преподаватель.

Казаков Роман Борисович

Предмет: история 11 класс, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет гуманитарных наук, школа исторических наук; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 19 лет

 

На занятиях с теми, кто готовится к профильным экзаменам по истории, Роман Борисович разбирает такие задания, которые обязательно встретятся учащимся во время олимпиады.

«Поскольку мы теперь решили, что на олимпиаде обязательно будет задание с каким-нибудь изображением – либо портрет Екатерины Второй, либо какой-то плакат времен Гражданской войны, то я стараюсь такие задания тоже давать на занятиях: у меня, например, было задание с тарелкой, посвященной русско-французскому союзу, гравюра, на которой Александр I и Наполеон подписывали Тильзитский мир. Нужно ответить, что это за событие, датировать, охарактеризовать. Это вполне интересно, но, в основном, многим бывает трудно написать развернутый ответ на вопрос. Третье олимпиадное задание требует некоего эссе, развернутого ответа, характеристики эпохи. Это достаточно трудно. Как показывает практика, складывать слова во фразы для них для всех трудно», – комментирует преподаватель.

Во многом такая проблема объясняется отсутствием достаточного опыта в написании эссе. При этом Р.Б. Казаков отмечает, что для тех, кто поступает на образовательную программу «Школа исторических наук», навык написания сочинений крайне важен.

«Научить желающих тому, когда была русско-японская война за два года можно, а вот научить писать за два года почти невозможно, нужен школьный опыт написания письменных работ, сочинений, не крестиков в тестовых заданиях, а вот некий связный осмысленный рассказ. Нужно, чтобы с падежами было всё в порядке, желательно, чтобы с орфографией было все в порядке. Я всегда говорю при подготовке к олимпиаде, что несмотря на то, что орфография и пунктуация не проверяются, но ведь, если читаешь работу безграмотную, то к ней и отношение соответствующее, и оценка всё равно будет ниже», – делится Роман Борисович.

Роман Борисович уверен, что для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ по истории нужно как можно больше читать и «ползать» по интернету в поисках интересующих материалов, именно это поможет учащемуся набрать начальные, базовые знания.

«Если интересно – читайте об этом как можно больше. Сейчас все книги доступны – нужно читать, читать, читать. Если есть возможность рассматривать картинки – то ещё и рассматривать картинки, но главное – это чтение. Всё-таки наше образование, в отличие от, предположим, американского, построено на основе слова, а иллюстрация всегда идет в качестве дополнения, она помогает понять слово, а не наоборот, как в некоторых, скажем, американских изданиях. У нас всё-таки всё на основе письменного текста, и это дает определенные преимущества – поэтому надо читать», – уверен Р.Б. Казаков.

Преподаватели факультета довузовской подготовки понимают, что учащиеся приезжают на курсы после школы, поэтому стараются по возможности не давать объемную работу на дом. Основную информацию школьники получают на лекционных занятиях, а потом решают практические задания на семинарах.

Любимов Сергей Евгеньевич

Предмет: обществознание 11 класс
Факультеты: выпускник школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ; аспирант школы философии НИУ ВШЭ; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 4 года

 

Сергей Евгеньевич уделяет большое внимание проработке всех типов заданий, которые могут встретиться на экзамене.

На занятиях ребята разбирают множество задач, построенных на материалах из известных фильмов и книг.

Атмосфера на занятиях всегда доброжелательная. Сергей Евгеньевич с удовольствием отвечает на все интересующие вопросы ребят.

Считает, что самое в важное это не кто тебя учит, а с кем ты учишься, поэтому работа в группе дает ученикам отличный стимул для самореализации и настраивает на успешную сдачу экзамена по обществознанию.

Государственный экзамен по обществознанию включает в себя разные предметы: от права до философии, поэтому подготовку нужно начинать заранее. 

Два года - это оптимальный вариант. Но если владеть определенной базой знаний и заниматься на ФДП вместе с Сергеем Евгеньевичем, подготовиться можно и за год

Мартынов Кирилл Константинович

Предмет: обществознание 11 класс
Факультеты: факультет гуманитарных наук; факультет компьютерных наук; бизнес-информатики; менеджмента; экономики; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 13 лет

 

Главная задача при работе со школьниками, по мнению К.К. Мартынова, – удержать внимание, сделать так, чтобы школьникам было интересно. «Я стараюсь рассказывать какие-то истории, выстраивать контакт с аудиторией, приводить неожиданные и показательные примеры», – комментирует К.К. Мартынов.

Основная задача занятий заключается в том, чтобы показать, что ЕГЭ не такой сложный, и что сдать его на хороший балл может любой разумный человек. «У репетитора изначально другая установка, он за это деньги получает – он хочет показать, что на самом деле, это все сложно, и справиться можно только с его помощью», – уверен преподаватель.

Кроме того, ФДП – это новая среда, новые знакомые, которые, в основном, ориентированы на то, чтобы поступать, учиться, что-то делать. Это важно. Как правило, конкуренции между учениками нет, ведь человека, с которым ты в течение года общаешься на ФДП ты вряд ли рассматриваешь как конкурента, есть какие-то другие люди, не знакомые тебе, их легче представить в виде конкурентов.

Пащенко Тарас Валерьевич

Предмет: обществознание 11 класс
Факультеты: старший преподаватель Школы философии; заместитель руководителя факультета гуманитарных наук; факультет коммуникаций, медиа и дизайна; Лицей НИУ ВШЭ; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 9 лет

 

Считает, что любая лекция должна быть интерактивной – именно такие занятия по обществознанию ждут всех слушателей ФДП 11 класса. Тарас Валерьевич постоянно ведет диалог с аудиторией, задает вопросы, чтобы ребята рассуждали и делали выводы.

По его мнению, главный недостаток современных школьников – то, что они – люди. Ребята очень разные, и не всегда в рамках лекционных занятий удается со всеми познакомиться; кто-то более активно себя ведет, кто-то менее. Сам ЕГЭ построен так, что его трудно сдать любому человеку – скромная выборка теоретического материала, спорные формулировки заданий. Кроме того, у всех детей в этот период возникают такие проблемы, как неумение работать со временем, излишняя самонадеянность, прокрастинация.

«Время подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень сильно зависит от общекультурной подготовки школьника. Если у него выстроена концептуальная рамка, которая позволяет с помощью предшествующего опыта находить решения к незнакомым задачам, то он сможет и за полгода подготовиться на 70-80 баллов. Если нет, то с таким ребенком даже за год ничего нельзя сделать. Он просто не поймет, о чем ему говорит преподаватель, а на примитивном уровне объяснять программу – это не то, чего требует экзамен, так как некоторые задания в ЕГЭ предполагают наличие аналитических навыков», – комментирует подготовку к ЕГЭ Т.В. Пащенко.

Поливанов Константин Михайлович

Предмет: литература 10-11 класс
Факультеты: факультет гуманитарных наук; факультет коммуникаций, медиа и дизайна; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 34 года

 

Из года в год Константин Михайлович напоминает слушателям ФДП о каждом произведении из списка, составленного специально для выпускного экзамена по литературе. Преподаватель старается рассказать ту информацию, которая смогла бы «освежить» в памяти ребят тексты. Естественно, если произведения не будут прочитаны хотя бы один раз, то и говорить о продуктивной подготовке и высоких баллах на экзамене не стоит.

Константин Михайлович помогает школьникам выстроить определенную систему из литературных произведений, чтобы одиннадцатиклассники, прочитав предложенный им фрагмент из одной книги, могли моментально его сопоставить с похожими эпизодами из других. Как раз такого рода задания в ЕГЭ вызывает у ребят наибольшее затруднение.

Каждую неделю, начиная с сентября, преподаватель стимулирует слушателей программы писать и сдавать ему сочинения на предложенную тему. После проверки Константин Михайлович обязательно рассказывает перед всей группой о допущенных ошибках и возможных способах их исправления в каждой из работ.

К.М. Поливанов с самого начала убеждает ребят в том, что научиться писать сочинения без тренировки практически невозможно.

Условия, в которых ребята пишут государственный экзамен, невозможно назвать комфортными. Из-за волнения школьники часто не могут грамотно перенести на бумагу свои мысли, а напряженная обстановка мешает внимательно прочитать задания. Тем не менее, в 2015 году один человек из группы Константина Михайловича получил 100 баллов за ЕГЭ по литературе, а больше десяти – 90 и выше.

Волкова Марина Анатольевна

Предмет: английский язык 11 класс
Факультеты: факультет бизнеса и менеджмента; общеуниверситетский факультатив; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 27 лет

 

Марина Анатольевна старается доходчиво и понятно объяснить ребятам специфику сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Большое внимание уделяется грамматике английского языка. Усиленная подготовка также идет по новой части экзамена – говорение.

Ребята отрабатывают свои навыки на специальной программе. Такая же будет на самом экзамене. Марина Анатольевна считает, что работая в группе, ребята лучше смогут подготовиться к экзамену. Ученики слышат ошибки друг друга, могут поправлять своих одногруппников.

Считает, что основная проблема школьников состоит в том, что не все школы одинаково хорошо преподают иностранный язык. При этом, многие учителя в школах не могут подготовить к сдаче экзаменов.

По мнению Марины Анатольевны, главное правило для успешной сдачи экзамена – выполнять все задания, предложенные учителем.

На ФДП создана специальная программа, которая подразумевает обучение и отработку всех заданий и тем, которые встречаются на экзамене. Поэтому даже если у ученика существуют пробелы в знании английского языка, при правильной подготовке любого ученика ждет успех.

Тихомирова Татьяна Борисовна

Предмет: Журналистика 10-11 класс
Факультеты: Коммуникаций, медиа и дизайна; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 9 лет

 

Занятия на ФДП по журналистике строятся по-разному и всегда зависят от темы. При этом, всегда есть какое-то практическое задание. Сначала идет лекция, а потом обязательно какая-то проектная работа. Например, моделирование мультимедийной страницы или анализ предложенной рецензии.

Во время занятий Татьяна Борисовна разбирает со слушателями существующую систему СМИ. Они обсуждают как представляют эту систему разные медиа и отмечают разность современные медиа.

«Мы говорим о том, что понятно, что «Дождь» и «Первый канал» будут по-разному подавать новости, и есть, безусловно, моя личная позиция, но я не становлюсь ни на одну из сторон, учащиеся никогда не должны выключать критическое мышление»,- рассказывает Т.Б. Тихомирова.

Первое, чему слушателей учат на занятиях по журналистике – умение подвергать сомнению любую новость, которую они услышали. Они должны «прокачать» эту новость, сравнить, посмотреть другие документы в сети, которые им доступны.

Обучение в группах построено таким образом, что дети учатся друг у друга. Это важный компонент, потому что некоторые вещи требуют коллективного обсуждения. «Если человек один, даже в том случае, когда с ним находится педагог, он запирается в коробке каких-то своих представлений. журналистика и медиакоммуникации – это командные профессии. В них нужно уметь слушать и не принимать решение в одиночку» – комментирует Т.Б. Тихомирова.

В группе дети быстрее усваивают материал. Это особенно заметно в тех командных заданиях, когда нужно, к примеру, проанализировать конкретный ресурс. У кого-то оказывается больше технических знаний, у кого-то содержательных, они ими обмениваются и это очень важно.

Как правило, и родителям, и детям кажется, что в сфере журналистики и медиакоммуникаций очень легко со всем справиться, что эти сферы простые, особенно если у ребенка хорошо подвешен язык и он хорошо пишет сочинения в школе. На самом же деле это не так. То эссе, которое они пишут при поступлении совсем не похоже на школьное сочинение, в котором можно налить много воды. «Вот эти красивые фразы, наличие сложных конструкций, видимо, завораживают школьных учителей, но они абсолютно не информативны. Для нас важно, чтобы дети писали текст, в первую очередь, богатый информацией, на не нужны красивые конструкции, если дети пишут просто – это ровно то, что нам надо», – комментирует творческое испытание Т.Б. Тихомирова.

Белькович Родион Юрьевич

Предмет: право 11 класс
Факультеты: факультет права; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 8 лет

Занятия по праву всегда начинаются с анализа общих фундаментальных положений права, чтобы в будущем студент мог с большей легкостью воспринимать профильную информацию.

«Я считаю, что студента нужно не только научить, но и заинтересовать предметом. Я стараюсь быть открытым для учеников. Большинству учеников не хватает времени на подготовку, кроме того, ввиду раннего преподавания подобной специальности, не все ученики до конца понимают, к чему они готовятся», – комментирует Р.Ю. Белькович.

В подготовке к олимпиадам приходится учитывать, что задания постоянно меняются и становятся все сложнее, поэтому во многом именно подготовка в группе может повысить мотивацию школьника.

«Групповая подготовка может стимулировать ученика, может помочь ему понять свои пробелы и ликвидировать их», – объясняет преподаватель.

По профильным дисциплинам, в том числе по праву, школьники стараются готовиться за два года, но траектория подготовки во многом  зависит от степени осознанности каждого ученика.

Мазаев Дмитрий Владимирович

Предмет: право 10-11 класс, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет права, экономики, мировой экономики и мировой политики, социологии, государственного и муниципального управления, МИЭМ
Педагогический стаж:  7 лет

 

Структура занятий по праву зависит от класса, в котором учатся школьники. Если это девятый класс, то урок построен в более простой форме, в форме прямого общения с учащимися. «Я даю им некий базовый материал, в то же время задавая вопросы, чтобы им было интересно вникать в суть той или иной темы. Вопросы эти носят, как правило, проблемный характер – на уровне, так скажем, понимания, восприятия учеников 14-летнего возраста. С 11 классом всё более строго, потому что они уже готовятся к ЕГЭ, им надо давать четко выведенный материал непосредственно для подготовки к решению конкретных задач. В принципе, мы идем по стандартной форме, которая выложена на сайте ФИПИ», – комментирует Дмитрий Владимирович.

Каждое занятие сопровождается наглядной презентацией, потому что в таком виде школьники усваивают материал лучше, чем во время простого чтение базовой лекции.

Преподаватель считает, что плюс такой подачи заключается в системе «вопрос–ответ», которая не дает учащимся расслабиться. «Они должны слушать, вникать в конкретные темы, чтобы быть готовыми в любой момент ответить», – объясняет Д.В. Мазаев.

По мнению преподавателя, большинству школьников, которые сдают право, не хватает мотивации. «90% точно не хватает мотивации. 10% не хватает чуть-чуть базовых знаний, которые даются еще в школе. Когда учащиеся приходят сюда, на ФДП, в 10-11 классе, они уже в среднем хорошо подготовлены. Но в то же время некоторые вопросы, характерные для подготовки абитуриентов к поступлению в вуз, вызывают у них, скажем так, немало ответных вопросов. Они не знают некоторых базовых понятий, признаков, классификаций, процессов», – рассказывает Д.В. Мазаев.

Именно подготовка в группе существенно повышает мотивацию у учащихся, так как появляется желание опередить своего потенциального соперника и, обмениваясь полезной информацией, многие начинают участвовать в различных олимпиадах и соревнованиях.

Комиссарова Нина Владимировна

Предмет: экономика, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет довузовской подготовки

 

Нина Владимировна готовит ребят к олимпиаде по экономике на ФДП с 2000 года. Награждена дипломами Департамента образования Москвы (2002, 2003). Победитель городского конкурса «Учитель года Москвы 2003».

По мнению Нины Владимировны, олимпиада по экономике – это отличная возможность показать себя, развить навык логического мышления и лучше подготовиться к обучению на факультете экономики.

Подготовку к олимпиаде по экономике, по мнению преподавателя, лучше начинать за два года. «В олимпиаде очень много материала, поэтому нужно больше времени для ознакомления и разбора всех типов заданий», – комментирует Н.В. Комиссарова.

Ученики Нины Владимировны – призеры и победители олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников. Многие из ребят продолжают свое обучение в Высшей Школе Экономики.

Челеховский Александр Николаевич

Предмет:  экономика  10-11 класс, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет экономических наук; Лицей НИУ ВШЭ; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 7 лет

 

Обычно занятие проходит в две пары. Как правило, на первой паре А.Н. Челеховский обсуждает со слушателями теорию, а на второй паре по этой теории решает задачи и кейсы.

«Нельзя сказать, что мы строго придерживаемся такого плана, но в основном так.

Еще зависит от курса. Если в десятом классе упор на теорию и задачи примерно одинаковый, то в курсе 11 класса, где уже ребята-олимпиадники ходят, больше внимания уделяется задачам. Соотношение практики и теории примерно 3:1» – комментирует А.Н. Челеховский.

А.Н. Челеховский считает, что большинству школьников, которые пишут олимпиады по экономике, в основном, не хватает математики. «Многие думают, что современная экономика – это такая гуманитарная наука, но на самом деле нет – она техническая! Кроме хорошего знания математики, конечно, надо иметь какую-то самоорганизацию, усидчивость, заниматься регулярно», – считает преподаватель.

На самостоятельную подготовку нужно тратить в два или в три раза больше времени, чем на ФДП (при том, что в неделю две пары экономики). «Надо понимать, что на занятиях мы направляем и решаем с ними довольно сложные задачи, но чтобы понимать те сложные задачи, с которыми мы имеем дело на занятиях, надо тренировать на простых дома», – комментирует А.Н. Челеховский. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!