• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа «9-й класс». Преподаватели об учебе

Основной задачей преподавателей на программе «9 класс» является качественная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ. Благодаря эффективной методике, разработанной на факультете довузовской подготовки, школьники успешно сдают государственный экзамен, а также поступают в Лицей НИУ ВШЭ.

Прилепская Марина Васильевна

Предмет: русский язык 9 класс
Факультеты: факультет довузовской подготовки; до 2013 года старший преподаватель, доцент кафедры французского языка НИУ ВШЭ.
Педагогический стаж: 29 лет

Занятия в клубе «Эрудит» по форме отличаются от школьных уроков: это практическая работа над устным и письменным высказыванием. На занятиях по риторике эрудитовцы становятся участниками индивидуальных и командных учебных проектов, учатся грамотно формулировать фразы в выступлении, а также учатся слушать и оценивать звучащую речь сверстников. В 9 классе слушатели участвуют в заседаниях литературного кафе и в работе ателье письма, их ждут сравнительные разборы текста-полотна и печатного текста, текстовое письмо отрабатывается, в том числе, в рамках подготовки к письменной части ОГЭ (изложение и сочинение).

«Такие занятия помогают на олимпиадах по русскому языку, потому что мы разбираем задания творческого характера, которые требуют расширенных предметных знаний, привлекаем материалы НКРЯ. А на ЕГЭ стопроцентно срабатывает умение работать с текстом», – комментирует М.В. Прилепская.

Всем этим моментам в школе не уделяют достаточно внимания: элементы ораторского искусства не включены в школьную программу, в школе реализуются более традиционные методики, нацеленные на массовое обучение.

В клубе «Эрудит» каждому школьнику дается возможность попробовать себя в свободном говорении (сформулированном под определенным углом в соответствии с поставленной задачей), и каждый школьник работает в меру своего интереса. Это крайне важно для умения самостоятельно мыслить, выбирать индивидуальную траекторию продвижения в учебном материале, быстро ориентироваться в формах контроля и выполнять разноплановые задания.

По мнению М.В.Прилепской, плюсы обучения в группе заключаются в том, что у школьников закладывается одно из важных качеств для будущего студента - умение раскрывать свои учебные и исследовательские способности и транслировать их в рамках группы, умение благодарно принимать справедливую критику и заинтересованно и корректно оценивать высказывание собеседника.

Волкова Марина Анатольевна

Предмет: английский язык 9 класс
Факультеты: факультет бизнеса и менеджмента; общеуниверситетский факультатив; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 27 лет

 

Марина Анатольевна старается доходчиво и понятно объяснить ребятам специфику сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Большое внимание уделяется грамматике английского языка. Усиленная подготовка также идет по новой части экзамена – говорение.

Ребята отрабатывают свои навыки на специальной программе. Такая же будет на самом экзамене. Марина Анатольевна считает, что работая в группе, ребята лучше смогут подготовиться к экзамену. Ученики слышат ошибки друг друга, могут поправлять своих одногруппников.

Считает, что основная проблема школьников состоит в том, что не все школы одинаково хорошо преподают иностранный язык. При этом, многие учителя в школах не могут подготовить к сдаче экзаменов.

По мнению Марины Анатольевны, главное правило для успешной сдачи экзамена – выполнять все задания, предложенные учителем.

На ФДП создана специальная программа, которая подразумевает обучение и отработку всех заданий и тем, которые встречаются на экзамене. Поэтому даже если у ученика существуют пробелы в знании английского языка, при правильной подготовке любого ученика ждет успех.

Смирнова Ольга Владимировна

Предмет: английский 9 класс
Факультеты: департамент иностранных языков НИУ ВШЭ; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 34 года

 

Во время набора на курсы обязательно идет тестирование, чтобы правильно распределить ребят по группам, ведь уровень подготовки у ребят очень разный.

«Наша главная цель – подготовка к стандартным экзаменам – либо ОГЭ 9-й класс, либо ЕГЭ 11 класс – соответственно эти программы мы разрабатываем, постоянно их совершенствуем. Мы смотрим, во-первых, чему в школе их научили, чему не научили. Наша главная задача за год - на занятиях развить те навыки, которые им необходимы для сдачи стандартного государственного экзамена соответствующего уровня. Кто-то очень хорошо прогрессирует, кто-то менее. Но это точно так же как есть обязательные дети, есть способные, всё очень индивидуально. Но то, что мы используем индивидуальный подход – это очевидно. Это показывает, что к нам идут. И группы обновляются постоянно, идет пополнение», – комментирует О.В. Смиронова.

Есть те, кому тяжело, но они видят, какие рядом с ними ребята и они ходят постоянно и пытаются повысить свой уровень.

«Мы идем по программе, и я, например, вижу, что какой-то конкретный вид работ проседает, то соответственно мы меняем свои учебные планы, добавляем то, что у них плохо получается», – говорит преподаватель.

Сейчас ввели устную часть в экзамене по английскому языку, поэтому через субботу дети занимаются на online-тренажере по устной части. Необходимо все время держать руку на пульсе, потому что каждый год происходят какие-то изменения.

«Нам приходится подстраиваться на ходу и под требования, и под детей, потому что некоторым эти требования непосильны, кому-то наоборот, легко. Индивидуальный подход заключается в том, что с одной группой я каких-то заданий буду делать больше, с другой меньше и наоборот – дети диктуют, а программа общая.

Мазаев Дмитрий Владимирович

Предмет: право 9 класс, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет права, экономики, мировой экономики и мировой политики, социологии, государственного и муниципального управления, МИЭМ
Педагогический стаж:  7 лет

 

Структура занятий по праву зависит от класса, в котором учатся школьники. Если это девятый класс, то урок построен в более простой форме, в форме прямого общения с учащимися. «Я даю им некий базовый материал, в то же время задавая вопросы, чтобы им было интересно вникать в суть той или иной темы. Вопросы эти носят, как правило, проблемный характер – на уровне, так скажем, понимания, восприятия учеников 14-летнего возраста. С 11 классом всё более строго, потому что они уже готовятся к ЕГЭ, им надо давать четко выведенный материал непосредственно для подготовки к решению конкретных задач. В принципе, мы идем по стандартной форме, которая выложена на сайте ФИПИ», – комментирует Дмитрий Владимирович.

Каждое занятие сопровождается наглядной презентацией, потому что в таком виде школьники усваивают материал лучше, чем во время простого чтение базовой лекции.

Преподаватель считает, что плюс такой подачи заключается в системе «вопрос–ответ», которая не дает учащимся расслабиться. «Они должны слушать, вникать в конкретные темы, чтобы быть готовыми в любой момент ответить», – объясняет Д.В. Мазаев.

По мнению преподавателя, большинству школьников, которые сдают право, не хватает мотивации. «90% точно не хватает мотивации. 10% не хватает чуть-чуть базовых знаний, которые даются еще в школе. Когда учащиеся приходят сюда, на ФДП, в 10-11 классе, они уже в среднем хорошо подготовлены. Но в то же время некоторые вопросы, характерные для подготовки абитуриентов к поступлению в вуз, вызывают у них, скажем так, немало ответных вопросов. Они не знают некоторых базовых понятий, признаков, классификаций, процессов», – рассказывает Д.В. Мазаев.

Именно подготовка в группе существенно повышает мотивацию у учащихся, так как появляется желание опередить своего потенциального соперника и, обмениваясь полезной информацией, многие начинают участвовать в различных олимпиадах и соревнованиях.

Железнякова Наталья Александровна

Предмет: экономика 9 класс, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 21 год

 

Существует утверждённая программа занятий по экономике, состоящая из лекций и семинаров. Практические занятия включают в себя решение задач, построение графиков, написание эссе – всё то, что требуется на олимпиаде и на ЕГЭ по обществознанию в части по экономике. Чаще всего применяется методика групповой работы, когда слушатели работают в подгруппах и затем представляют решение у доски.

Преподаватель считает, что на ФДП у детей высокая мотивация к получению новых знаний и достижению результатов. «Очень сильно видна разница в подготовке и заинтересованности у школьников и у слушателей ФДП. С такими ребятами интересно работать. К тому же, экономика – это специфический предмет, в школе ей уделяется небольшое внимание, так как считается, что не всем она необходима. На ФДП приходят те, которым это нужно, которые хотят участвовать в олимпиадах», – рассказывает Н.А. Железнякова.

Несмотря на насыщенные занятия, учащимся задают домашние задания, но преподаватель всегда учитывает, что у ребят есть ещё и существенная школьная нагрузка. При этом, Наталья Александровна отмечает, что на ФДП ребята прекрасно понимают, что если не делать домашнее задание, то конкурентоспособность падает.

«Сейчас я вижу тенденцию, что ребята плохо усваивают и знают математику. Проблемы начинаются уже с линейных уравнений, ребята думают шаблонно. Плохо считают в уме, поэтому я категорически запрещаю пользоваться калькуляторами, так как ни на ЕГЭ, ни на олимпиадах нельзя приносить калькулятор. Очень обидно, когда ребят делают ошибки в вычислениях» – комментирует преподаватель.

Наталья Александровна отмечает, что ребята, которые приходят после клуба «Эрудит», более мотивированные, лучше понимают и усваивают материал, поэтому, если есть возможность начать готовиться к университету уже с 7 класса, на факультете довузовской подготовки создана специальная программа для мотивированных и целеустремленных ребят.

Комиссарова Нина Владимировна

Предмет: экономика, подготовка к олимпиадам
Факультеты: факультет довузовской подготовки

 

Нина Владимировна готовит ребят к олимпиаде по экономике на ФДП с 2000 года. Награждена дипломами Департамента образования Москвы (2002, 2003). Победитель городского конкурса «Учитель года Москвы 2003».

По мнению Нины Владимировны, олимпиада по экономике – это отличная возможность показать себя, развить навык логического мышления и лучше подготовиться к обучению на факультете экономики.

Подготовку к олимпиаде по экономике, по мнению преподавателя, лучше начинать за два года. «В олимпиаде очень много материала, поэтому нужно больше времени для ознакомления и разбора всех типов заданий», – комментирует Н.В. Комиссарова.

Ученики Нины Владимировны – призеры и победители олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников. Многие из ребят продолжают свое обучение в Высшей Школе Экономики.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!