• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели об учебе

Программа "Клуба Эрудит" представляет собой знакомство учащихся с предметами, многих из которых нет в школьной программе. Особый преподавательский подход и интерактивная подача материала позволяют школьникам сориентироваться и выбрать интересующее направление для дальнейшего обучения в университете.

Кошелева Галина Геннадьевна

Предмет: математика в Клубе Эрудит
Факультеты: факультет довузовской подготовки, Лицей НИУ ВШЭ
Преподавательский стаж: 29 лет

 

«Как правило, на уроках мы разбираем определенные задачи, среди этих задач есть и олимпиадные. Иногда ребята работают парами или даже командами, они обсуждают задачи и потом их сдают.

В группе ребята учатся слушать друг друга, они обмениваются какими-то идеями, которые пришли им в голову. Также, в группе они куда более заинтересованы в учебе - одни ребята втягивают других в процесс. Порой ребятам не хватает желания учиться, глубокой заинтересованности, но в группе этот недостаток нивелируется», – комментирует преподаватель.

Наша цель - пробудить интерес и доказать, что математика может быть нескучной. В основном на занятиях по математике разбираются нестандартные задачи, которые в школьной программе рассматриваются редко.

Мироненко Любовь Семеновна

Предмет: физика в клубе «Эрудит»
Факультеты: департамент электроники; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: более 40 лет

 

Ранее Любовь Семеновна готовила абитуриентов к поступлению на факультет электроники МИЭМ, сейчас преподает на факультете довузовской подготовки и в Учебном центре. Готовит школьников разного уровня к ЕГЭ, ОГЭ по физике.

Старается сделать свои уроки увлекательными и похожими на университетские занятия: дает школьникам темы для рефератов и презентаций, снабжает каждое занятие интересными фактами, облегчающими восприятие сложной информации. Для Л.С. Мироненко важно, чтобы слушателям было интересно и увлекательно на занятиях.

Считает, что слабая сторона всех школьников – отсутствие целенаправленности. По ее словам, основная масса детей даже в 11 классе не знает, что их интересует, куда они собираются поступать. Информации сейчас так много, что очень трудно выбрать, поэтому нужно заранее профилировать детей и выяснять, чем они увлекаются, чтобы направить их в нужное русло.

Л.С. Мироненко считает, что чтобы успешно сдать физику и поступить в вуз, надо начинать с начала – с 7-8 классов. В 11 классе это сделать, к сожалению, практически нереально.

Торговников Ростислав Александрович

Предмет: информатика в Клубе Эрудит
Факультеты: МИЭМ; факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 12 лет

 

На уроках Р.А. Торговников рассматривает с ребятами два направления – программирование, как практическую часть, и непосредственно информатику.

Час отводится на общую теорию, по часу отводится на решение задач и практику по каждому направлению.

«На мой взгляд, сдать экзамен на высокие баллы ребятам мешает в основном отсутствие практики. От групповых занятий есть определенные преимущества, – во-первых, вместе веселей, во-вторых, ученики немного соперничают между собой, что двигает вперед процесс обучения»,– комментирует занятия преподаватель.

По мнению Ростислава Александровича, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужен минимум год, в идеале – два. «Можно в спокойном режиме начать готовиться с десятого класса и сдать на высокий балл. Какие-то практические моменты мы между собой проговариваем, чтобы ребята не подвергались излишнему стрессу по поводу экзаменов. В остальном, усердие и хорошая работа всегда помогают достичь нужного результата», – уверен Р.А. Торговников.

Лосев Александр Иванович

Предмет: история и международные отношения в Клубе Эрудит
Факультеты: факультет довузовской подготовки
Педагогический стаж: 3 года

 

А.И. Лосев окончил отделение международных отношений исторического факультета МГУ и аспирантуру Российской Академии наук.

«Занятия по истории и, тем более, по основам международных отношений, построены на интерактивном взаимодействии. Это всегда дискуссия и обсуждения. Моя задача не только структурно, в интересной форме провести занятие, но и вовлечь в конструктивный диалог всех слушателей. Мы много работаем с картами, есть задания как индивидуального, так и командного типа. Являясь сторонником математических и количественных методов в общественных науках, часть материала я в упрощенной форме фиксирую в виде таблиц и графиков – это позволяет учащимся увидеть социальные и исторические события с альтернативного ракурса», - объясняет Александр Иванович.

По мнению преподавателя, групповая работа во время изучения истории и международных отношений в Клубе Эрудит, в первую очередь, предусматривает социализацию, помогает отрабатывать навыки коллективного взаимодействия в условиях, требующих оперативного и творческого подхода.

«Как история, так и основы международных отношений обогащают не только с точки зрения эрудиции; наши занятия – это «образовательный полигон», где мы в игровой форме оттачиваем способности анализа и обработки информации, тут мы учимся формировать свою точку зрения и аргументированно отстаивать её», - комментирует преподаватель.

Прилепская Марина Васильевна

Предмет: риторика в клубе «Эрудит»
Факультеты: факультет довузовской подготовки; до 2013 года старший преподаватель, доцент кафедры французского языка НИУ ВШЭ.
Педагогический стаж: 29 лет

Занятия в клубе «Эрудит» по форме отличаются от школьных уроков: это практическая работа над устным и письменным высказыванием. На занятиях по риторике эрудитовцы становятся участниками индивидуальных и командных учебных проектов, учатся грамотно формулировать фразы в выступлении, а также учатся слушать и оценивать звучащую речь сверстников. В 9 классе слушатели участвуют в заседаниях литературного кафе и в работе ателье письма, их ждут сравнительные разборы текста-полотна и печатного текста, текстовое письмо отрабатывается, в том числе, в рамках подготовки к письменной части ОГЭ (изложение и сочинение).

«Такие занятия помогают на олимпиадах по русскому языку, потому что мы разбираем задания творческого характера, которые требуют расширенных предметных знаний, привлекаем материалы НКРЯ. А на ЕГЭ стопроцентно срабатывает умение работать с текстом», – комментирует М.В. Прилепская.

Всем этим моментам в школе не уделяют достаточно внимания: элементы ораторского искусства не включены в школьную программу, в школе реализуются более традиционные методики, нацеленные на массовое обучение.

В клубе «Эрудит» каждому школьнику дается возможность попробовать себя в свободном говорении (сформулированном под определенным углом в соответствии с поставленной задачей), и каждый школьник работает в меру своего интереса. Это крайне важно для умения самостоятельно мыслить, выбирать индивидуальную траекторию продвижения в учебном материале, быстро ориентироваться в формах контроля и выполнять разноплановые задания.

По мнению М.В.Прилепской, плюсы обучения в группе заключаются в том, что у школьников закладывается одно из важных качеств для будущего студента - умение раскрывать свои учебные и исследовательские способности и транслировать их в рамках группы, умение благодарно принимать справедливую критику и заинтересованно и корректно оценивать высказывание собеседника.

Севастьянова Ксения Сергеевна

Предмет: Творческая мастерская юного журналиста в Клубе Эрудит
Факультеты: факультет довузовской подготовки; коммуникаций, медиа и дизайна
Педагогический стаж: 3 года

 

«В Вышке студенты постоянно делают групповые проекты, которые непременно сопровождаются презентацией. Нужно грамотно структурировать информацию, выбирать наиболее эффективный способ подачи, приводить достойную и убедительную аргументацию, – всё это определяет успех защиты проекта. Мы учимся этому уже в 8 классе. Эти навыки нужны не только журналистам, поэтому даже те ребята, которые не собираются поступать на факультет коммуникаций, медиа и дизайна, с интересом и отдачей занимаются на наших уроках. Однако, мне всегда приятно наблюдать за тем, как ребята открывают для себя среду медиакоммуникаций и расширяют свое представление о журналистике», – рассказывает К.С. Севастьянова

«Урок длится 40 минут и за это время мы должны успеть разобраться с теоретической частью по тому или иному формату/жанру/теме, а также попробовать освоить полученные знания на практике», – объясняет преподаватель.

В связи с тем, что занятия в Клубе Эрудит проходят после школы, основную информацию ребята получают именно на уроках, а в качестве домашнего задания им предлагается минимум 3-4 темы разного уровня сложности в зависимости от их личного отношения к предмету и необходимости занимать верхние строчки рейтинга ФДП.

Целью курса «Творческая мастерская юного журналиста» является формирование культуры письменной и устной речи у слушателей 8 класса. Преподавание курса направлено на развитие у подростков навыков четкого формулирования своих мыслей и способности передавать их с помощью различных платформ: текстовых и аудиовизуальных.

Демешева Юлиана Васильевна

Предмет: Азбука Права в Клубе «Эрудит»
Факультеты: выпускница факультета права НИУ ВШЭ; преподаватель факультета права НИУ ВШЭ; факультет довузовской подготовки
Преподавательский стаж: 14 лет

 

Азбука Права – предмет, входящий в программу клуба «Эрудит».

На занятиях ребята решают различные задачи и разбирают реальные ситуации. Ученики осваивают такие аспекты права, которые выходят за рамки школьной программы.

По мнению Юлианы Васильевны, работая в группе, ученики лучше усваивают материал. Например, если нужно объяснить, как работает парламент или как выглядит разница между законом и моральной нормой ребята разыгрывают целый спектакль: каждый получает свою роль, учит небольшой текст. Занятия проходят интересно и очень увлекательно.

Программа курса разработана таким образом, что за три года ребята готовятся к обучению на первом курсе университета. Юлиана Васильевна отмечает, что те ученики, которые в дальнейшем продолжают обучение на факультете права, учатся намного лучше, чем их однокурсники.

Семко Наталья Юрьевна

Предмет: экономика в Клубе Эрудит
Факультеты: факультет довузовской подготовки, Лицей НИУ ВШЭ
Преподавательский стаж: 25 лет

 

«Наши уроки построены по-разному: часть программы мы посвящаем увлекательным и интересным задачам, часть времени уделяем подготовке к олимпиадным заданиям, прорабатываем различные вопросы из программ. Также, мы готовим учеников и к олимпиаде "Высшая проба" (олимпиада Высшей Школы Экономики - прим.). Наши ребята, которые участвуют в олимпиаде в 7-8 классах, смогут получить опыт участия и подготовиться в будущем к олимпиаде, которая даст им льготы при поступлении. Были ребята, которые занимали места и во Всероссийской олимпиаде», – комментирует Н.Ю. Семко.

В основном, темы задач по экономике на программе «Клуб Эрудит» пересекаются с олимпиадными заданиями.

Существенными плюсами подготовки в группе Наталья Юрьевна считает возможность ребят делиться знаниями между собой, а также желание более слабых в предмете ребят тянуться за более сильными.