• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Курс подготовки к олимпиадам и творческим испытаниям для учащихся 10–11 классов

Курс охватывает все основные темы, встречающиеся в олимпиадах данного профиля по социологическим, философским и политологическим разделам. Материалы занятий включают в себя фрагменты лучших мировых учебников, специально разработанные учебные материалы, а также первоисточники и адаптированные материалы.

 

Преподаватель, руководитель курса: Сорвин Кирилл Валентинович

Заместитель декана Факультета социальных наук
Доцент Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Постоянный член жюри финального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию и олимпиады «Высшая проба»
Кандидат философских наук, автор учебников и пособий для школьников по социологии, философии и обществознанию
Лучший преподаватель 2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017

Описание курса

В курсе активно используются реальные олимпиадные задания прошлых лет, а также специально разработанные тренировочные материалы. Освоение теоретического материала сочетается с отработкой навыков написания обществоведческих текстов различного формата, по принципу «от простого к сложному». Прохождение каждой темы завершается тестом, подготовкой эссе или иных письменных заданий с последующей экспертной проверкой и анализом сделанных ошибок. Особый акцент в курсе делается на освоение современных представлений о социальном мире, поскольку именно дефицит подобных знаний чаще всего обнаруживается у участников олимпиад. Успешное прохождение курса закладывает необходимые основы для победы на олимпиадах или завоевания на них призовых мест.



Курс продлится 36 недель, которые будут включать:

  • 11 занятий, включающих учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 10 проверочных работ, включающих задания олимпиадного типа, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • 2 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания олимпиадного типа, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем

Программа курса

Тема 1. Предмет и метод социологии. Основные социологические понятия.

Предмет и метод социологии. Основные социологические понятия. Социальная группа как базовое понятие социологии. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типологии социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Социальные группы в традиционном, современном и постсовременном обществах, хоторнский эксперимент. Социальные меньшинства как явление постсовременности.

Тема 2. Социальные роли, нормы и ценности – базовые элементы структуры группы.

Социальные роли в традиционном, современном и постсовременном обществах, основные классификации. Современные концепции лидерства. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Ролевые напряжения и конфликты, способы их разрешения. Аномия как утрата обществом базовой нормативно-ценностной системы. Аномия в теориях Мертона и Дюркгейма. Аномия в современном и постсовременном обществах.

Тема 3. Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Социологический и юридический подходы к преступлению.

Тема 4. Социальная природа человека. Социализация.

Два взгляда на сущность социальной природы человека. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция. Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Тема 5. Социальная структура и стратификация

Понятие общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ.

Тема 6. Познание как фундаментальная проблема философии

Открытие гносеологических парадоксов в античной философии. Несводимость знания к ощущениям, парадоксальность математического знания. Причины возникновения учения о самостоятельном мире идей. Роль данного учения в последующем развитии философии. Борьба рационализма и эмпиризма в философии Нового времени, сильные и слабые стороны каждого направления. Современные представления о познавательном процессе. Кантовское решение гносеологических парадоксов, объяснение возможности существования аподиктического знания в математической и физической науках. Познание как активный процесс, роль субъекта в познавательном процессе. Влияние кантовского решения проблемы познания на современную эпистемологию. Социология знания, ее основные парадигмы. Теория парадигм и научных революций Т.Куна и ее роль в современной теории науки.

Тема 7. Специфика социального познания

Современные представления о специфике социального познания, относительность субъект-объектной оппозиции в социальном познании. Познающий субъект как элемент исследуемой системы. Роль ценностных установок и классовых интересов в социальном познании. Попытка преодоления субъект-объектной оппозиции в «философии жизни» и в концепциях понимающей социологии. Знание как элемент функционирования социальных систем. Теорема Томаса и ее роль современной науке.

Тема 8. Этические нормы как предмет философского и социологического осмысления

Специфика этической сферы, понятие нормативных и позитивных законов. Позитивные законы в функционировании и развитии общества. Отсутствие возможности опытной верификации истинности этических норм. Взгляды мыслителей античности. Дискуссии социологов с философами, Дюркгейм и Кант. Может ли наука вторгаться в сферу должного? Категорический императив Канта, его философско-этический смысл, связь и отличие от иных этических постулатов (принцип талиона, золотое правило нравственности, принцип утилитаризма). Онтологическая и этическая свобода человека.

Тема 9. Этнические общности в современном мире

Этнос как носитель культуры. Два взгляда на природу этнических общностей, биологическая и социокультурная (конвенциональная) концепции. Этнос, народность, нация. Этнические общности в современном и постсовременном мирах, причины устойчивости. Этнические общности как носители органически целостных нормативно-ценностных комлексов. Межэтнические конфликты. Этнические меньшинства в условиях глобального мира. Проблема миграции. Этническая идентичность: утрата, поиск, обретение. Формирование новых этнических общностей, инсценирование этнических меньшинств в постиндустриальном обществе.

Тема 10. Политика. Власть. Государство.

Политика как сфера человеческой деятельности. Власть, легитимность, легальность. Основные концепции понимания власти и ее природы. Легитимность власти. Типология легитимности по М. Веберу: рационально-легальный, традиционный, харизматический типы. Соотношение легитимности и эффективности. Харизматический тип господства. Понятие государства, государство в системе власти. Государство и правительство. Государство как социальный и политический институт.