• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Курс подготовки к олимпиадам и творческим испытаниям для учащихся 10–11 классов

Курс охватывает все основные темы, встречающиеся в олимпиадах данного профиля по социологическим, философским и политологическим разделам. Материалы занятий включают в себя фрагменты лучших мировых учебников, специально разработанные учебные материалы, а также первоисточники и адаптированные материалы.

 

Преподаватель, руководитель курса: Сорвин Кирилл Валентинович

Заместитель декана Факультета социальных наук
Доцент Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Постоянный член жюри финального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию и олимпиады «Высшая проба»
Кандидат философских наук, автор учебников и пособий для школьников по социологии, философии и обществознанию
Лучший преподаватель 2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017

Описание курса

В курсе активно используются реальные олимпиадные задания прошлых лет, а также специально разработанные тренировочные материалы. Освоение теоретического материала сочетается с отработкой навыков написания обществоведческих текстов различного формата, по принципу «от простого к сложному». Прохождение каждой темы завершается тестом, подготовкой эссе или иных письменных заданий с последующей экспертной проверкой и анализом сделанных ошибок. Особый акцент в курсе делается на освоение современных представлений о социальном мире, поскольку именно дефицит подобных знаний чаще всего обнаруживается у участников олимпиад. Успешное прохождение курса закладывает необходимые основы для победы на олимпиадах или завоевания на них призовых мест.



Курс продлится 36 недель (c 11.09.2017 г. по 03.06.2018 г.), которые будут включать:

  • 11 занятий, включающих учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 10 проверочных работ, включающих задания олимпиадного типа, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • 2 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания олимпиадного типа, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем

Программа курса

Тема 1. Предмет и метод социологии. Основные социологические понятия.

Предмет и метод социологии. Основные социологические понятия. Социальная группа как базовое понятие социологии. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типологии социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Социальные группы в традиционном, современном и постсовременном обществах, хоторнский эксперимент. Социальные меньшинства как явление постсовременности.

Тема 2. Социальные роли, нормы и ценности – базовые элементы структуры группы.

Социальные роли в традиционном, современном и постсовременном обществах, основные классификации. Современные концепции лидерства. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Ролевые напряжения и конфликты, способы их разрешения. Аномия как утрата обществом базовой нормативно-ценностной системы. Аномия в теориях Мертона и Дюркгейма. Аномия в современном и постсовременном обществах.

Тема 3. Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Социологический и юридический подходы к преступлению.

Тема 4. Социальная природа человека. Социализация.

Два взгляда на сущность социальной природы человека. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция. Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Тема 5. Социальная структура и стратификация

Понятие общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ.

Тема 6. Познание как фундаментальная проблема философии

Открытие гносеологических парадоксов в античной философии. Несводимость знания к ощущениям, парадоксальность математического знания. Причины возникновения учения о самостоятельном мире идей. Роль данного учения в последующем развитии философии. Борьба рационализма и эмпиризма в философии Нового времени, сильные и слабые стороны каждого направления. Современные представления о познавательном процессе. Кантовское решение гносеологических парадоксов, объяснение возможности существования аподиктического знания в математической и физической науках. Познание как активный процесс, роль субъекта в познавательном процессе. Влияние кантовского решения проблемы познания на современную эпистемологию. Социология знания, ее основные парадигмы. Теория парадигм и научных революций Т.Куна и ее роль в современной теории науки.

Тема 7. Специфика социального познания

Современные представления о специфике социального познания, относительность субъект-объектной оппозиции в социальном познании. Познающий субъект как элемент исследуемой системы. Роль ценностных установок и классовых интересов в социальном познании. Попытка преодоления субъект-объектной оппозиции в «философии жизни» и в концепциях понимающей социологии. Знание как элемент функционирования социальных систем. Теорема Томаса и ее роль современной науке.

Тема 8. Этические нормы как предмет философского и социологического осмысления

Специфика этической сферы, понятие нормативных и позитивных законов. Позитивные законы в функционировании и развитии общества. Отсутствие возможности опытной верификации истинности этических норм. Взгляды мыслителей античности. Дискуссии социологов с философами, Дюркгейм и Кант. Может ли наука вторгаться в сферу должного? Категорический императив Канта, его философско-этический смысл, связь и отличие от иных этических постулатов (принцип талиона, золотое правило нравственности, принцип утилитаризма). Онтологическая и этическая свобода человека.

Тема 9. Этнические общности в современном мире

Этнос как носитель культуры. Два взгляда на природу этнических общностей, биологическая и социокультурная (конвенциональная) концепции. Этнос, народность, нация. Этнические общности в современном и постсовременном мирах, причины устойчивости. Этнические общности как носители органически целостных нормативно-ценностных комлексов. Межэтнические конфликты. Этнические меньшинства в условиях глобального мира. Проблема миграции. Этническая идентичность: утрата, поиск, обретение. Формирование новых этнических общностей, инсценирование этнических меньшинств в постиндустриальном обществе.

Тема 10. Политика. Власть. Государство.

Политика как сфера человеческой деятельности. Власть, легитимность, легальность. Основные концепции понимания власти и ее природы. Легитимность власти. Типология легитимности по М. Веберу: рационально-легальный, традиционный, харизматический типы. Соотношение легитимности и эффективности. Харизматический тип господства. Понятие государства, государство в системе власти. Государство и правительство. Государство как социальный и политический институт.