• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Контакты

    Тел.: +7 (495) 772-95-90 *15165

    E-mail: ischool@hse.ru

Дистанционный курс подготовки к творческим испытаниям для учащихся 10–11 классов

Курс охватывает все основные темы, встречающиеся в олимпиадах данного профиля по социологическим, философским и политологическим разделам. 
Каждый понедельник на платформе (доступ к ней пользователь получает в течение трех дней после оплаты) открывается новый урок. Слушатель в удобном для него темпе самостоятельно осваивает теорию (видеоматериалы, презентации, конспекты, таблицы, фрагменты лучших мировых учебников, специально разработанные учебные пособия, а также первоисточники, адаптированные материалы и т.п.), выполняет домашние задания, пишет контрольные, участвует в вебинарах (один раз в месяц). Преподаватель дает подробную обратную связь каждому ученику.

 

Автор курса: Сорвин Кирилл Валентинович

Заместитель декана Факультета социальных наук
Доцент Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Постоянный член жюри финального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию и олимпиады «Высшая проба»
Кандидат философских наук, автор учебников и пособий для школьников по социологии, философии и обществознанию
Лучший преподаватель 2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017

 

Преподаватель: Надеждина Евгения Владимировна

доцент кафедры экономической социологии ВШЭ
эксперт ГИА по обществознанию
кандидат культурологии
преподаватель факультетского дня в Лицее



Описание курса

В курсе активно используются реальные олимпиадные задания прошлых лет, а также специально разработанные тренировочные материалы. Освоение теоретического материала сочетается с отработкой навыков написания обществоведческих текстов различного формата, по принципу «от простого к сложному». Прохождение каждой темы завершается тестом, подготовкой эссе или иных письменных заданий с последующей экспертной проверкой и анализом сделанных ошибок. Особый акцент в курсе делается на освоение современных представлений о социальном мире, поскольку именно дефицит подобных знаний чаще всего обнаруживается у участников олимпиад. Успешное прохождение курса закладывает необходимые основы для победы на олимпиадах или завоевания на них призовых мест.

Курс длится 32 недели (2 модуля) и включает:

  • 19 занятий, учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 10 проверочных работ, подробный разбор ошибок
  • 2 промежуточных и  1 итоговый контроль освоения материалов, задания олимпиадного типа, индивидуальные рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем

Учебный год продлится 8 месяцев с 2 октября 2023 по 19 мая 2024 года.

Cлушатель может присоединиться к курсу после начала учебного года.

Доступ к материалам занятий открыт в течение модуля. После завершения модуля доступ к материалам закрывается.

Стоимость обучения в модуль (16 недель): 25 200 руб.

Программа курса

Тема 1. Предмет и метод социологии. Основные социологические понятия

Предмет и метод социологии. Основные социологические понятия. Социальная группа как базовое понятие социологии. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типологии социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Социальные группы в традиционном, современном и постсовременном обществах, хоторнский эксперимент. Социальные меньшинства как явление постсовременности.

Тема 2. Социальные роли, нормы и ценности – базовые элементы структуры группы

Социальные роли в традиционном, современном и постсовременном обществах, основные классификации. Современные концепции лидерства. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Ролевые напряжения и конфликты, способы их разрешения. Аномия как утрата обществом базовой нормативно-ценностной системы. Аномия в теориях Мертона и Дюркгейма. Аномия в современном и постсовременном обществах.

Тема 3. Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Социологический и юридический подходы к преступлению.

Тема 4. Социальная природа человека. Социализация

Два взгляда на сущность социальной природы человека. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция. Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Тема 5. Социальная структура и стратификация

Понятие общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ.

Тема 6. Социальные институты в структуре общества

Понятие социального института. Функции институтов в обществе. Основные институты современного общества: политика, экономика, образование, религия, семья. Устойчивость и изменчивость институтов. Институционализация – процесс формирования институтов.

Тема 7. Религия как социальный институт

Определение религии. Какую роль играет религия в традиционном и современном обществе? Социальные функции религии: интеграция, сохранение и передача социального опыта, социальный контроль. Политическая функция религии. Психологичекая функция религии. Формы организации религиозной жизни.

Тема 8. Семья как социальный институт

Определение семьи. Семья и брак. Исторические типы браков: моногамия, полигамия, полиандрия. Типология семьи: нуклеарная, расширенная, неполная. Ограничения на заключение браков: эндогамия и экзогамия. Функции семьи в обществе: экономическая, репродуктивная, социализирующая, статусная, релаксационная. Гендер – социальный конструкт пола. Гендерное неравенство. 

Тема 9. Познание в обществе. Наука как социальный институт

Теория: Современные представления о специфике социального познания, относительность субъект-объектной оппозиции в социальном познании. Познающий субъект как элемент исследуемой системы. Роль ценностных установок и классовых интересов в социальном познании. Попытка преодоления субъект-объектной оппозиции в «философии жизни» и в концепциях понимающей социологии. Знание как элемент функционирования социальных систем. Теорема Томаса и ее роль современной науке.

Тема 10. Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности. Классификация видов мобильности: индивидуальная и групповая, вертикальная и горизонтальная. Особенности социальной мобильности в России.

Тема 11. Город и негород в социологической перспективе

Город в классической социологической теории. Гемайншафт и Гезальшафт  (община и общность) в социологии Фернанда Тениса. . Экологический и моральный облик города (Роберт Парк). Доверие и безопасность в городе. Городские сообщества. Социальное пространство города. Городская повседневность.

Тема 12. Культура в обществе. Многообразие культур

Определение понятия «культура». Основные элементы культуры: ценности, социальные нормы, образцы поведения, знания, навыки, символы, артефакты. Культура и общество. Взаимосвязь элементов культуры. Субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры.

Тема 13. Этнические группы в современном обществе

Этнос как носитель культуры. Два взгляда на природу этнических общностей, биологическая и социокультурная (конвенциональная) концепции. Этнос, народность, нация. Этнические общности в современном и постсовременном мирах, причины устойчивости. Этнические общности как носители органически целостных нормативно-ценностных комлексов. Межэтнические конфликты. Этнические меньшинства в условиях глобального мира. Проблема миграции. Этническая идентичность: утрата, поиск, обретение. Формирование новых этнических общностей, инсценирование этнических меньшинств в постиндустриальном обществе.

Тема 14. Познание как фундаментальная проблема философии (часть 1)

Открытие гносеологических парадоксов в античной философии. Несводимость знания к ощущениям, парадоксальность математического знания. Причины возникновения учения о самостоятельном мире идей. Роль данного учения в последующем развитии философии. Борьба рационализма и эмпиризма в философии Нового времени, сильные и слабые стороны каждого направления. Современные представления о познавательном процессе

Тема 15. Познание как фундаментальная проблема философии (часть 2)

Теория: Кантовское решение гносеологических парадоксов, объяснение возможности существования аподиктического знания в математической и физической науках. Познание как активный процесс, роль субъекта в познавательном процессе. Социология знания, ее основные парадигмы. Теория парадигм и научных революций Т. Куна и ее роль в современной теории науки

Тема 16. Этические нормы как предмет философского и социологического осмысления

Специфика этической сферы, понятие нормативных и позитивных законов. Позитивные законы в функционировании и развитии общества. Отсутствие возможности опытной верификации истинности этических норм. Взгляды мыслителей античности. Дискуссии социологов с философами, Дюркгейм и Кант. Может ли наука вторгаться в сферу должного? Категорический императив Канта, его философско-этический смысл, связь и отличие от иных этических постулатов (принцип талиона, золотое правило нравственности, принцип утилитаризма). Онтологическая и этическая свобода человека.

Тема 17. Политика. Власть. Государство

Политика как сфера человеческой деятельности. Власть, легитимность, легальность. Основные концепции понимания власти и ее природы. Легитимность власти. Типология легитимности по М. Веберу: рационально-легальный, традиционный, харизматический типы. Соотношение легитимности и эффективности. Харизматический тип господства. Понятие государства, государство в системе власти. Государство и правительство. Государство как социальный и политический институт.

Тема 18. Типы обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Социологическое понятие риска

Основные типы обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Основа экономического развития. Развитие техники. Классовое общество. Общество изобилия. Производство рисков – отличительная характеристика постиндустриального общества. 

Тема 19. Социологический взгляд на экономику

Природа труда в современном индустриальном обществе. Разделение труда. Роль крупных корпораций. Неpink формальная экономика.

Оплатить курс