• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Курс подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11 классов

Курс поможет углубить и систематизировать знания по всем содержательным блокам, представленным в ЕГЭ по обществознанию, отработать навыки решения типовых заданий и научиться грамотно и аргументировано оформлять задания письменной части.  

 

Преподаватель, руководитель курса: Оганесян Марина Рафаеловна

Кандидат социологических наук, доцент.
Руководитель и старший методист социально-экономического направления Лицея НИУ ВШЭ.
Эксперт ЕГЭ и член апелляционной комиссии ЕГЭ по обществознанию (2010-2017).
Член жюри Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (2009-2015).


Ассистент: Колегова Ирина Евгеньевна

Призер олимпиады по обществознанию «Высшая Проба», «Покори Воробьевы Горы», «Московская Олимпиада Школьников» 2016 г.
Награждена медалью «За особые успехи в учебе» за 100 баллов по ЕГЭ
Именной стипендиат Правительства Москвы
Выпускница Лицея НИУ ВШЭ
Студент 2-ого курса НИУ ВШЭ ФСН ОП "Социология»
Опыт преподавания обществознания (подготовка к ЕГЭ) – 1,5 года


Ассистент: Бойченко Антон Евгеньевич

Победитель олимпиады "Высшая проба" по обществознанию 2014/2015 года Студент 3-его курса ОП "Социология" НИУ ВШЭ (топ 10% студентов 2015-2017)
Золотой медалист Лицея НИУ ВШЭ
Опыт преподавания обществознания (подготовка к олимпиадам и ЕГЭ) - 2 года


Ассистент: Баликоева Дарина Борисовна

Выпускница Лицея НИУ ВШЭ
Призёр олимпиады "Высшая проба" по обществознанию
Студент второго курса НИУ ВШЭ ФСН ОП "Политология"
Принимала участие в проведении и подготовки материалов для учеников Лицея НИУ ВШЭ в рамках факультатива "Неочевидное общество: задачи и вопросы" (подготовка к олимпиаде по обществознанию)


Ассистент: Хрякова Екатерина Александровна

Студентка 2-го курса ОП Социология Факультета Социальных наук ВШЭ
Победитель олимпиад для школьников по обществознанию (2015-2016 гг.): «Высшая проба – диплом первой степени», Московской олимпиады школьников – победитель
Выпускница Лицея НИУ ВШЭ-2016, именной стипендиат Правительства Москвы
Сдала ЕГЭ по обществознанию на 96/100


Описание курса

Курс помогает школьнику понять:

1. биосоциальную сущность человека;
2. основные этапы и факторы социализации личности;
3. место и роль человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
4. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
5. основные социальные, политические институты и процессы;
6. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
7. особенности социально-гуманитарного познания.

Курс помогает школьнику научиться:
1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
3. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
4. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
5. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
6. систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
8. формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
9. подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
10. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Курс продлится 36 недель (c 11.09.2017 г. по 03.06.2018 г.), которые будут включать:

  • 26 занятий, включающих учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 4 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания письменной части экзамена, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем

Программа курса

Раздел 1. Человек и общество.

Тема 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой детальности. Свобода и ответственность. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Подходы происхождения человека: теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса. Основные потребности человека по А. Маслоу. Отличия человека от животного. Мировоззрение и его виды. Деятельность как способ существования человека. Виды деятельности: игровая, трудовая, творческая. Общение как вид деятельности. Определение свободы в соответствии с основными философскими подходами. Основные характеристики общества. Подсистемы общества: политическая, экономическая, социальная и духовные сферы.

Тема 2. Познание. Философские школы о познании. Понятие истины, её критерии. Мировоззрение, его виды и формы. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Познавательная деятельность человека. Агностицизм как школа познания. Чувственное и рациональное познание и их формы. Истина и ее виды. Суть борьбы эмпиризма и рационализма. Виды знаний: социальное, художественное, религиозное, обыденное. Научное познание и его признаки. Особенности социального познания.

Тема 3. Основные институты общества. Образование, его значение для личности и общества. Религия.

Понятие социального института. Виды социальных институтов. Функции социальных институтов. Функции образования как социального института. Ступени образования. Тенденции современного образования. Функции религии как социального института. Виды религий: мировые религии и национальные религии. Тенденции религии в соврменном мире.

Тема 4. Искусство. 
Мораль.
 Семья и брак.

Определение морали и ее функции. Виды искусства и его функции. Определение семьи как социального института. Признаки семьи. Виды семе по форме брака, по составу, по типу власти. Функции семьи. Тенденции семьи в процессе перехода от традиционного к современному обществу.

Тема 5. Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типология общества).


Эволюционный и плюралистический подходы к общественному развитию. Эволюция, революция и реформы как формы общественного развития. Прогресс и регресс в общественном развитии. Аграрное, индустриальное и информационное общество.

Тема 6. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

Понятие глобализации. Причины глобализации. Последствия глобализации: экологическая катастрофа, демографические проблемы, разрыв в уровне развития Севера-Юга. Модели будущего мира.

Тема 7. Социальные группы. Виды социальных групп. Социальная роли.

Понятие социальных групп. Виды социальных, критерии их выделения. Лидерство, типы лидерства. Социальные роли и ролевые напряжения. Понятие социальной нормы, виды социальных норм: формальны и моральные, предписывающие и запрещающие, религиозные, эстетические и другие.

Раздел 2. Социальные отношения.

Тема 8. Социальный контроль. 
Структура социального контроля. Социальные нормы и ценности. Виды социальных норм.

Понятие социального контроля. Элементы социального контроля: нормы, санкции и ценности. Виды санкций. Виды социального контроля: внешний и внутренний. Виды социальных норм: табу, традиции, обычаи, религиозные и моральные нормы. Ценности как устойчивые убеждения индивидов. Виды ценностей.

Тема 9. Социализация индивида. Девиантное поведение.

Девиация и ее причины с точки зрения различных социологических теории. Виды девиаций: позитивная и негативная. Социализация как процесс усвоения норм и ценностей. Этапы социализации. Агенты первичной и вторичной социализации.

Тема 10. Социальная стратификация и мобильность. Социальные конфликты. Молодёжь как социальная группа.

Социальная структура. Социальная стратификация и ее критерии. Теории стратификации Вебера, Маркса. Типы стратификационных систем: кастовая, сословная, классовая и др. Социальная мобильность и ее типы. Социальная мобильность в современном и традиционном обществах. Лифты социальной мобильности. Социальный конфликт как способ социального взаимодействия. Причины социальных конфликтов. Стадии социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов. Способы разрешения социальных конфликтов.

Тема 11. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.

Племя, народность, нация. Межнациональные отношения в современном мире: интеграция и дифференциация. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Тема 12. Стратегия написания эссе на примере пройденных тем. Выполнение заданий ЕГЭ -25, 26,27, 28.

Обучение постановке проблемы. Стратегия выстраивания аргументации. В чем отличие теоретических и фактических аргументов. Выполнение заданий ЕГЭ -25, 26,27, 28.

Раздел 3. Политология.

Тема 13. Понятие власти. Государство, его функции и формы. Органы государственной власти. Правоохранительные органы. Судебная система Российской. Федеративное устройство Российской Федерации. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Правовое государство.

Власть, типология власти, функции власти, легитимность власти ее виды, структура государственной власти. Теории происхождения государства. Форма правления: монархия и республика. Виды монархий и виды республик. Территориальное государственное устройство и его виды. Политические режимы. Виды политический режимов. Критерии отличия политических режимов. Структура гражданского общества. Признаки правового государства.

Тема 14. Политическая элита. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Политические партии и движения. Избирательная кампания. Средства массовой информации в политической системе.

Политическая элита и ее виды. Состав политической элиты. Способы ротации политической элиты. Функции политической элиты. Политическое лидерство. Виды политического господства по Веберу. Признаки политического лидера. Политическое участие и политическое поведение. Виды политического участия. Экстремизм и терроризм. Политическая партия, типология политических партий. Функции политической партии. Партийные системы. Отличия и сходство политических партий и общественных политических движений. Политические идеологии. Функции политических идеологий. Виды политических идеологий и их признаки. Избирательные системы, их виды и признаки. Средства массовой информации в политической системе, типология и функции.

Раздел 4. Право.

Тема 15. Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика.

Отличительные признаки правовых норм. Право и мораль. Право и Религии. Виды правовых норм. Источники права. Отрасли, подотрасли и институты права. Стадии и субъекты законотворческого процесса. Признаки Конституции как основного закона государства.

Тема 16. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Споры, порядок их рассмотрения. Экологические право. Экологические права. Способы защиты экологических прав. Элементы международного права.

Физические и юридические лица как субъекты гражданского права, Дееспособность , правоспособность и деликтоспобность субъектов гражданского права. Гражданские права и обязанности. Имущественные и неимущественные личные права. Правовые формы коммерческих организации и их признаки. Стороны гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Виды гражданской ответственности. Экологические право. Основные экологические права. Способы защиты экологических прав. Элементы международного права. Субъекты и объекты экологического права. Система международного права. Основные источники международного права.

Тема 17. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Условия заключения трудового договора с несовершеннолетними.

Трудовой договор, стороны трудового договора, документы, необходимые для заключения трудового договора. Условия трудового договора, виды оснований расторжения трудового договора. Обязанности и права работника и работодателя. Режим отдыха в трудовом законодательстве. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними. Дисциплинарная ответственность.

Тема 18. Правовое регулирование отношении супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности ребенка.

Условия вступления в брак, условия, препятствующие вступлению в брак. Имущественные и личные Права и обязанности супругов. Основания для расторжения брака.

Тема 19. Особенности уголовной административной юрисдикции. Понятие и виды юридической ответственности. Уголовный и административный процесс.

Правонарушение. Преступление и проступки как виды правонарушения. Признаки правонарушения. Виды преступлений. Виды административных проступков. Состав преступления. Обстоятельства , смягчающие и отягчающие вину. Виды юридической ответственности. Виды административной ответственности. Статус несовершеннолетнего в уголовном и административном праве.

Раздел 5. Экономика.

Тема 20. Экономика и экономическая наука. 
Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы.

Предмет и метод экономической науки. Труд, капитал, земля, предпринимательские способности и информация как факторы производства. Суть ограниченности факторов производства. Традиционная, рыночная, командная и смешанная экономика как виды экономических систем.

Тема 21. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты.
Финансовые институты. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Спрос и предложение как составляющие рынка. Закон спроса и закон предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Эластичность спроса. Рыночное равновесие. Виды рынков, функции рынков. Издержки фирм. Явные и неявные, постоянных и переменные виды издержек. Понятие полезности для рационального потребителя. Товары первой необходимости, длительного пользования и товары роскоши в контексте рационального поведения потребителя.

Тема 22. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет.

Несовершенство рынка как основание для государственного вмешательства. Задачи и функции государства в рыночной экономике. Бюджет как основание для фискальной политики. Состояния бюджета, статьи расходов и доходов бюджета. Налоги и их виды, функции налоговой политики.

Тема 23. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Инфляция и ее виды.

История возникновения денег. Функции денег. Виды денег. Свойства денег. Банки как основа для денежно кредитной политики. ЦБ и коммерческие банки. Функции ЦБ и коммерческих банков. Виды ценных бумаг. Инфляция как проблема денежного обращения. Виды инфляции по темпам, проявлению. Последствия с инфляцией, борьба с инфляцией.

Тема 24. Рынок труда и безработица.

Факторы спроса и предложения, влияющие на труд. Безработица как превышения предложения труда над его спросом. Виды безработицы: структурная, сезонная, фрикционная и циклическая. Активные и пассивные меры борьбы с безработицей.

Тема 25. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

Показатели экономического роста. ВВП, ВНП, НЧ. Подсчет ВВП различными методами. Циклы в экономике.

Тема 26. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Относительные и абсолютные преимущества как основания для разделения труда. Подходы государства к международной торговле. Политика протекционизма. Тарифные и нетарифные методы протекционистской политики. Фритредерство: плюсы и минусы. Показатели международной торговли.