• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Завершается летний онлайн сезон ФДП

Подошел к концу Летний онлайн сезон 2020 факультета довузовской подготовки. Летние школы ФДП в этом году проводились в онлайн формате и способствовали приобретению нового опыта организации занятий со школьниками на дистанте, внедрению игровой онлайн методики Fortnite в изучение предметных курсов.
Летние учебные курсы для школьников, проводимые другими факультетами, продолжат работу до конца августа.

О вхождении в виртуальное игровое пространство Фортнайт на занятиях летних школ ФДП рассказал в интервью Анатолий Казаков, преподаватель гейм-дизайна в Школе дизайна ВШЭ (факультет коммуникаций, медиа и дизайна), консультант серии летних школ, организованных факультетом довузовской подготовки.

Чем, на Ваш взгляд, отличались онлайн инструменты, уже известные и широко применяемые в условиях завершения учебного года, от используемых в летнем сезоне?

Карантин перевёл обучение в онлайн. Немногие учителя были к этому готовы. Поэтому невинные сами по себе инструменты, вроде зума или вебинаров, набили ученикам изрядную оскомину. Когда мы начали готовить летние школы Вышки, пришлось задуматься, как сделать онлайн по-новому: сохранить и дисциплину, и заинтересованность.

Расскажите о том, как Вы пришли к освоению многопользовательской компьютерной игры Фортнайт в учебных целях?

Фронтальная подача, характерная для российского образования, должна была уступить место большей свободе, общению с преподавателем на равных и внутри учебных команд. Мы перебрали несколько образовательных и коммуникативных платформ, благо, на фоне мирового переезда на дистант, стартапы поднялись как грибы после дождя. Но большинство из них, такие как SpatialChat или Sococo, не обладают полным функционалом или, наоборот, слишком сложны. Решили взять классику и разбавить игровыми платформами. Тем более, что студенты геймдизайна загорелись этой идеей и стали участниками разработки.

В чем Вы видите преимущества этой игры перед другими популярными у школьников играми (Minecraft, PUBG - PlayerUnknown's Battlegrounds, игровой стартап образовательной виртуальной платформы vAcademia и др.)?

Названные игры при своих сильных сторонах имеют определенные узкие места, которые удалось нивелировать разработчикам Fortnite. Например, Minecraft платный и более трудоёмкий, у PUBG нет редактора уровней и т.д. Fortnite хорошо знаком школьникам, бесплатен, работает на любом утюге (включая смартфоны и консоли). И разработчики контактные.

Занимаясь учебным наполнением игры, вы связывались с разработчиками?

Да, компания EpicGame очень лояльна к использованию их продуктов в образовании. Разработчики Fortnite поделились с нами примерами того, как иностранные педагоги используют игру на своих занятиях. Всё это определило выбор Fotnite для создания в нём учебных пространств.

Можно ли считать курсы летнего онлайн сезона на факультете довузовской подготовки своего рода экспериментальной площадкой для апробации игры с учебными целями?

Игры и игровые форматы в обучении используют давно, но сейчас особенно бурный рост. В этот раз нам пришлось решать несколько сложных задач одновременно.

Начали от контента, от учебных задач, которые школьники должны решать в игре. Здесь мы столкнулись с неоднородностью аудитории. Школьники по-разному подготовлены: кто-то уже знаком с изучаемым предметом, кто-то впервые столкнулся. А вопросы должны попадать и в тех, и в других. Отличается и игровой опыт: некоторые играют в Fortnite, как боги, – куда лучше меня, а кто-то впервые столкнулся с современным шутером. Мы оказались сильно ограничены тем, чтобы сделать интересно и опытным, и новичкам.

Пришлось плотно сотрудничать с каждым преподавателем летних школ, работать с их готовностью открыть для себя новый онлайн инструмент.  Так появились несколько типов виртуальных островов с лабиринтами, прохождение которых связано с правильными ответами на вопросы по теме занятия. В конце уровней игроков ждала специальная игровая комната с развлечениями на любой вкус: паркур, гонки, враги…

У игры есть и побочные эффекты. Важно, чтобы азарт не отодвинул на второй план предмет обучения. Судя по поведению школьников, по тому, как они спорили о правильных ответах, наш подход позволил сохранить баланс между развлечением и образованием: успешное прохождение подтверждает, что учащиеся освоили учебный материал.  

Вы находите игру более полезной для освоения текущего учебного материала или для проведения форм контроля?

Ещё одна особенность игр – их трудоемкость. Знакомые образовательные формы надолго останутся с нами, так как быстрее дают результат. Правильно написанные упражнения лучше помогут усвоить материал, а хорошо выверенные контрольные – лучше проверить. Но это эффект в краткосрочной перспективе. А игра увеличивает удовольствие от занятий и стратегически сохраняет мотивацию и вовлеченность – само желание учиться. Поэтому здесь задача была комплексная: конечно, проверить знания, но в большей степени вознаградить за их освоение, позволить переключиться совсем в другой режим, который школьники вряд ли где-то ещё встретят.

Вы довольны имеющимися на данный момент результатами апробации Фортнайт в учебных целях?

Использование компьютерных игр в обучении быстро развивается. Но как бы ни хотелось создавать специализированные уровни, приспособленные к работе над конкретными темами, пока набор сеттингов в играх недостаточно широк. Это видно и по примерам, которые мы получили от EpicGames – уроки в Fortnite привязаны только к механикам: командная работа, построение уровней и т.п. Сколько ни старался, не нашел иных примеров. Мы пошли другим путём – студенты Школы Дизайна создали универсальные приключения, в которых, чтобы продвинуться дальше, можно решать задачи по любому предмету – хоть по биологии, хоть по финансовой грамотности. И теперь мы можем использовать эти уровни в будущих школах НИУ ВШЭ для других учебных проектов.