• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большое интервью с Ильей Макаровым специально для Интернет-школы

И.А. Макаров, заместитель руководителя Департамента анализа данных и искусственного интеллекта Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, преподаватель «Школы информатики» и курса подготовки к ЕГЭ по математике 2016-2017 учебного года Интернет-школы ФДП НИУ ВШЭ:

Да пребудет с вами Сила Знаний, а количество решенных задач пусть перейдет в качество!


Илья Андреевич, как получилось, что вы работаете в проекте «Интернет-школа НИУ ВШЭ», с чего все начиналось?
Изначально это был весьма интересный опыт с точки зрения работы в проекте «Каракули» с сенсорным экраном и студийным микрофоном для записи интерактивных решений наиболее сложных заданий из курса «Математика». Это было ново как для меня, так и для учащихся, поэтому позволило привлечь внимание широкой аудитории к запуску обновленного курса и собрало несколько сотен слушателей. Надеюсь, что школьникам тоже будет интересно попробовать изучить математику в новом для них формате, когда они могут фактически поставить преподавателя «на паузу», прокручивать, повторять какие-то материалы и синхронно с ним решать задачи.

В минувшем учебном году в Интернет-школе Вы готовили ребят к решению олимпиадных заданий по информатике и программированию, а также к профильному ЕГЭ по математике. Что из этого Вам было интереснее?
Оба курса интересны. Математика требует к себе очень много внимания из-за количества материалов, ведь для успешной сдачи ЕГЭ необходимо много тренироваться решать как типичные задачи, так и достаточно трудные, соответствующие заданиям с развернутым ответом. Что касается Школы информатики, то курс в этом году новый и рассчитан на серьезно настроенных абитуриентов. Этот курс позволяет научить школьников программировать, начиная с азов, и перейти к более серьезным темам, таким как парадигма объектно-ориентированного программирования, реализация структур высокого уровня абстракции представления данных и оптимизации алгоритмов для решения олимпиадных и прикладных задач.

На Ваш взгляд, на что нужно нацеливаться при подготовке к поступлению в ВУЗ: ЕГЭ или олимпиада?
Считается, что на Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ проще поступить по олимпиаде. В эпоху до ЕГЭ абитуриенты готовились под конкретный ВУЗ, и чем лучше ВУЗ, тем тяжелее в нем были вступительные испытания. Тем не менее, школьники могли сконцентрироваться на решении типовых заданий и высоко поднять планку для своей подготовки. Сейчас задания ЕГЭ с одной стороны достаточно просты, с другой – цена ошибки очень высока. То есть, даже если школьник знает, как решать все задачи, но допускает 2 арифметические ошибки, то это в совокупности с другими экзаменами может лишить его права попасть в престижный ВУЗ на бюджет. Для абитуриентов сдать все предметы на 97-98 баллов – это достаточно суровый вызов. И есть только два выхода, чтобы преодолеть эту проблему: решать много типовых заданий ЕГЭ на время, улучшая свою внимательность и технику, или готовиться к творческим испытаниям и олимпиадам, для того чтобы поступить в ВУЗ заранее, а потом сдать ЕГЭ на минимальные 60-75 баллов, необходимые для зачета олимпиадных испытаний.
Я сам поступал по олимпиаде. Готовился к ней так, что за последнюю неделю прорешал 2000 задач. Это мне реально помогло. Наш курс в Интернет-школе позволяет этот процесс растянуть и помогает подготовиться в те сроки, которые достаточны для поступления по текущим олимпиадам.

А на самом Факультете компьютерных наук что Вы преподаете?
В 2016-2017 учебном году я вел 12 курсов, начиная от основ программирования, алгоритмов и структур данных, курсов по комбинаторике, графам, логике, и заканчивая профильными курсами по искусственному интеллекту в видеоиграх и анализу социальных сетей (в магистратуре).

То есть Вы ведете и у бакалавров и магистров. С кем Вам интереснее работать? Чем старше курс, тем интереснее. В прошлом году у меня было порядка 30 курсовых и дипломных работ, которые, наверное, составляют наиболее интересную часть работы для преподавателя-исследователя. За год со студентами было подготовлено 5 публикаций в сборниках международных конференций, индексируемых в Scopus, и интересные игровые проекты для виртуальной реальности, представленные на престижной выставке ACM Multimedia Technology Expo. В принципе, чем старше курс, тем больше ожидаешь от студента, в том числе, больше самостоятельной работы. Работать с теми же школьниками и первокурсниками – это наши преподавательские инвестиции в будущее. Например, студент пришел на практику после первого курса и фактически написал курсовую за время практики. В рамках работы над курсовой он уже дорабатывал статью, с которой выступил на международной конференции. К концу года у него 3 публикации и 1 поездка на международную конференцию, он получает повышенную стипендию за науку и участвует в студенческих конкурсах наравне со студентами выпускных курсов.

В принципе, чем старше курс, тем больше ожидаешь от студента, в том числе, больше самостоятельной работы.

Вспомните, пожалуйста, примеры Ваших успешных выпускников?
У нас на факультете есть три трека: академический, исследовательский и бизнес трек.
Если говорить об академическом, то в прошлом году у меня четверть студентов получила повышенную академическую стипендию за их публикации. Моя бывшая студентка выиграла Золотую Вышку (ежегодная премия университета), как лучшая студентка бакалавриата по направлению «Прикладная математика и информатика». Сейчас она работает в НИУ ВШЭ в международной научно-учебной лаборатории «Интеллектуальных систем и структурного анализа» и проходит стажировку в Birkbeck, University College London.
Если говорить об исследовательском треке, то это выступление студентов текущего третьего курса по результатам их курсовых работ на международной конференции уровня A* из списка Core A*, одной из ведущих по направлению Computer Science. Они представляли свой проект по разработке шутера с элементами искусственного интеллекта для виртуальной реальности. Выпускник магистратуры также в этом году едет представлять свою работу в области компьютерного зрения и автономных автомобилей на конференции уровня А*.
Если говорить о бизнес направлении, то сейчас многие студенты, в том числе и мои, устраиваются в компании, например, на стажировки в Яндексе, Mail.ru, Rambler, SAS, FaceBook, Google, DeepMind и др. Часть студентов уехала за границу учиться, например, Олег Конопля, который первым на факультете работал с шлемами виртуальной реальности. Он сейчас учится в DigiPen – технологический институт, входящий в топ-25 в США. Многие выпускники успешно учатся и у нас в магистратуре, и за рубежом. Чем больше они будут стремиться к новым успехам, тем приятнее будет вспоминать, что они у нас учились, и мы им чем-то помогли. Со многими впоследствии поддерживается связь по научным исследованиям и стартапам.

Вы много общаетесь с абитуриентами, пишут, спрашивают?
Сейчас я отвечаю за проведение консультаций и экзаменов при поступлении на магистерскую программу «Науки о данных». В рамках Интернет-школы у нас есть форум, на котором настроена подписка на получение уведомлений о новых вопросах слушателей. Преподавателем выкладывается подробный ответ в ветке форума, так чтобы не только спрашивающий, но и все слушатели могли ознакомиться с ответом и улучшить понимание заданий или решений.

Какие, на Ваш взгляд, есть плюсы у Интернет-школы для абитуриентов?
Для студентов – это качественные курсы подготовки с поддержкой ведущих преподавателей одного из лучших ВУЗов Москвы и топ-5 по России. Это плюс как для студентов из регионов, так и для москвичей, которые не хотят вкладывать слишком много в репетиторов. Конечно не секрет, что будущий абитуриент хочет, как можно лучше подготовится к ЕГЭ. Соответственно тратятся огромные деньги на оплату репетиторства, а формат Интернет-школы помогает внести баланс. С одной стороны – не слишком высокая цена, с другой – большой объем качественного материала и поддержка занятий со стороны преподавателей и кураторов Интернет-школы.

Как Вы думаете, Интернет-школа позволяет развивать навык самоорганизации у абитуриентов?
Это действительно так и есть, и это очень важно. Во-первых, это необходимо для того, чтобы успешно освоить курс Интернет-школы. Слушателям выдаются учебные материалы и задания, и за ними нет никакого контроля, пока они их осваивают и решают задачи. Но, при этом, у нас есть регулярные проверочные работы, которые показывают уровень усвоения материала. Подготовиться к проверочным в последний момент не получится, нужна планомерная работа и хорошая самоорганизация.
Что касается уже бакалавров, то большой процент отчислений на первом курсе связан как раз с тем, что какие-то студенты не могут адаптироваться к тому, что ни мамы, ни папы, ни учителя не будут пристально следить за тем, как они обучаются. В НИУ ВШЭ есть система накопленной оценки, которая легко использует то обстоятельство, что если ты ничего не делал в течении семестра, то сдать экзамен может оказаться недостаточно для получения итоговой оценки по предмету. Система трех задолженностей и вылета, даже если ты учишься на платном, отсекает тех студентов, которые не могут адаптироваться к обучению в вузе.

Что нужно знать, что нужно делать, чтобы учиться в Высшей школе экономики?
Нужно понимать, что пора перестать быть детьми еще на этапе подготовки к ЕГЭ. Основной девиз Вышки: «Не для школы, а для жизни учимся мы». Он начинает действовать на ФКН еще с первого года обучения, когда первокурсники начинают работать с руководителями проектов из компаний и ведущими учеными в области компьютерных наук, и заканчивая, собственно говоря, достаточно тяжелым обучением. Студенты должны быть готовы к тому, что подготовка к ЕГЭ — это только начало – это возможность приоткрыть ту дверь, которая поможет по окончанию университета устроиться в ведущие IT-компании, возможность нацелиться на результат и добиваться его еще с момента окончания школы.

Как Вы считаете, важнее усердие, работоспособность или талант?
Талант без усердия – ничего не дает. Талантливый ребенок может прийти на ЕГЭ, наошибаться в арифметике, получить 50 баллов и не поступить никуда. И в математике, и в программировании, самое главное – это практика. У каждого прогресс идет различным темпом. И чем больше человек вкладывается, тем больше он будет получать в результате. У нас есть люди, которые поступают на ФКН вообще без знания программирования. И совершенно спокойно учатся за счет своего трудолюбия. У меня есть студентка, которая перевелась с платного на бюджет, попав в топ 10 процентов рейтинга. До поступления на ФКН она ни разу не программировала. Она своими усилиями смогла ликвидировать те пробелы, которые у нее были. То же самое можно сказать относительно возможностей всех абитуриентов.

В заключение, что бы Вы пожелали слушателям Интернет-школы?
В заключение, хотел бы пожелать всем абитуриентам хорошей подготовки. А слушателям Интернет школы кропотливого и внимательного отношения к разбору всех без исключения задач и активности.

«Да пребудет с вами Сила Знаний, а количество решенных задач пусть перейдет в качество!»