ФДП на Московском дне профориентации
Как оказалось, абсолютное большинство респондентов (48%) оказалось учащимися девятых классов. Десятиклассников на выставке оказалось ровно в два раза меньше – всего 24%, а представителей восьмых и одиннадцатых классов ФДП встретилось совсем мало (16% и 12% от общего числа опрошенных соответственно).
Московский День Профориентации полностью оправдал собственное название: выставку в основном посещали те, кто еще не выбрал свой профессиональный путь. Более двух третей (71%) опрошенных школьников затруднилось ответить на заданный ФДП вопрос «В какой вуз вы собираетесь поступать».
- Сейчас мы можем выбирать из множества разных университетов, сотен таких разных факультетов, о которых так мало можно узнать на сайтах ВУЗов, так что сделать окончательный выбор очень непросто, - рассказала представителям ФДП десятиклассница Алина.
Лишь единицы респондентов могли назвать конкретный вуз, в который они собираются поступать, при этом вузы эти были «специфическими», например, Первый МГМУ им. И.М.Сеченова или Академия управления МВД России. Популярность известных ТОПовых ВУЗов России, к нашему удивлению, оказалась совсем не велика. Поступление в НИУ ВШЭ было ближайшей целью для 16% опрошенных гостей выставки, а МГУ в качестве будущей alma mater предпочло лишь 13%. Одной из самых распространенных причин этого оказался страх школьников не поступить на бюджет. Больше 60% школьников уверены в том, что на бюджет в ТОПовые вузы могут поступить лишь победители Всероссийских олимпиад и льготники, и не слишком верят в то, что высокие баллы ЕГЭ и участие в университетских олимпиадах помогут им составить достойную конкуренцию таким абитуриентам.
«Не знаю» стал так же самым популярным ответом на вопрос «Какой специальности вы хотели бы обучаться в вузе?». Почти половина опрошенных учащихся школ (47%) не могли даже примерно представить себе, кем они хотели бы видеть себя в будущем. К гуманитарному направлению склонилось при выборе 19% гостей выставке, к техническому – 9%, а к социально-экономическому – 16%.
Примечателен тот факт, что, судя по всему, школы ясно видят такую тенденцию «неопределенности» собственных учащихся. Как показал опрос, практически четыре пятых (79%) опрошенных школьников узнали о Московском Дне Профориентации в школе: от классных руководителей, учителей, психологов. По признанию респондентов, их учителя буквально настаивали на том, чтобы они посетили выставку. 16% опрошенных нашли информацию о выставке самостоятельно, чаще всего из интернета, а 5% подсказали сходить на День Профориентации их родители.
Несмотря на то, что выставочный павильон в Сокольниках с трудом смог вместить себя всех желающих определиться с будущей профессией, мы практически ни от кого не услышали, что Московский День Профориентации оказался в их глазах бесполезным мероприятием. 72% опрошенных было обрадовано возможности личного общения с представителями московских вузов, потому что, по их мнению, получить необходимую и актуальную информацию в ходе беседы с ними было гораздо легче и проще, чем во время поиска на сайтах университетов.
Помимо открытой «выставки университетов» Москвы, организаторы мероприятия – портал Учёба.ру – устроили несколько мастер-классов для гостей Московского Дня Профориентации. Представители ведущих компаний ознакомили учащихся школ и их родителей с миром современных вузов, рассказали им о перспективах трудоустройства будущих выпускников университетов, а также о том, какие специалисты окажутся наиболее востребованными на рынке в ближайшие пять лет.
Автор: Екатерина Тарасова, студентка 3 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна.