Факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ

Пять лет вместе с Вышкой

В этому году на факультете коммуникаций, медиа и дизайна открылось новое направление подготовки - «медиакоммуникации». Это абсолютно инновационная программа для российского рынка, совмещающая в себе как творческие, так и технические занятия. Татьяна Балясная закончила факультет довузовской подготовки, поступила в первом потоке на эту программу и теперь рассказывает о том, как прошло ее первое знакомство с факультетом, как она готовилась к экзаменам и творческому испытанию.

О первом месяце обучения на факультете коммуникаций, медиа и дизайна

Прошло уже больше двух месяцев с того момента, как начались первые занятия. Что вы уже успели пройти? Что нравится? Что, на твой взгляд, самое полезное?

Мне очень нравится, как проходят семинары. Лекции мне даются тяжелее, надо держать постоянно внимание и не отпускать концентрацию. Для меня непросто удерживать весь тот поток информации, который обрушивается за полтора часа.

У меня уже были пары по социологии, искусству фотографии. Про последнее хочу рассказать подробней. Изначально, когда мы только в первый раз пришли на пары по этому предмету, отношение преподавателя к нам было как к профессионалам, к людям, которые уже понимают если не все, то большинство принципов, по которым строится композиция фотографии. Первые занятия мы просто тонули в терминах, приходили домой и сами осваивали базовые знания, понятия, изучали устройство фотоаппарата. Нам было неудобно сказать, что мы чего-то не знаем, не умеем, не хотелось расстроить или не оправдать ожидания преподавателя. Преподаватель с объективной и профессиональной критикой подходит к нашим работам, но мне это даже нравится, ведь это помогает развиваться и совершенствовать свои навыки.

Также у нас есть предмет «истории русской литературы» и еще много предметов, которые требуют творческого подхода. Например, у нас было задание придумать метафору к продукции Apple. Наша идея заключалась в том, что Apple - это женская косметика. Стив Джобс – это гигиеническая помада, потому что вроде бы его и нет, но след все равно остался, я имею в виду, что все носят айфоны, айпады.

Какое самое главное отличие школы от университета, на твой взгляд?

Я думаю, что чувство страха разочаровать преподавателя, которое толкает на многие подвиги, например, потратить полночи на разбор вещей, которые несколько дней назад представлялись какими-то космическими. Обучение в университете требует определенной самоорганизации, многое приходится делать самой, осваивать, разбирать. В школе нам, как птенцам, вкладывали «приготовленную» информацию в головы, а здесь все по-другому, надо уметь учиться самому, делать в несколько раз больше, чем задает преподаватель на дом.

Какой процент творчества на факультете коммуникаций, медиа и дизайна?

Я думаю, процентов 80 точно есть. С самого первого дня нам задали подготовить творческое задание по предмету БЖД, цель которого, на самом деле, заключалась в том, чтобы больше узнать о самом университете за счет личного общения/ коммуникации. Можно было либо взять комментарий/интервью у какой-нибудь организации Вышки, либо провести интервью с преподавателем, профессором, сотрудником какого-либо факультета, либо снять и смонтировать видео на тему «Я изменяю жизнь к лучшему». К первой сессии это задание должно быть готово, и вот мы уже месяц думаем, дорабатываем каждый свою идею.

Я знаю, что у вас уже началась верстка газеты, все кабинеты для самостоятельной работы, столы в буфете заняты студентами первого курса, живо обсуждающими свои материалы. Насколько тебя заинтересовал этот процесс?

Я люблю писать и считаю, что делаю это неплохо. Вообще к написанию текста я подхожу со всей внимательностью и любовью, мне важно создать продукт, который сможет заинтересовать, привлечь людей, на который он ориентирован. Для этого текст я стараюсь визуализировать фотографией, видео или инфографикой. Так человек просто-напросто лучше воспринимает информацию. Поэтому верстка мне нравится в плане размещения фотографий и текста, мне нравится композиционно продумывать каждую полосу. Верстка - это очень кропотливая работа, требующая не только определённых навыков работы в команде, но и знания нюансов верстки.

У каждого курса есть утверждённый учебный план на год. Какой предмет ты ждешь больше всего?

Больше всего я жду дисциплину «Производство анимационного продукта». Я считаю, что каждый человек должен оставаться немножко ребенком, а мультики – это, наверно, первая ассоциация, которая всплывает, когда думаешь о детях. Так вот, лично я все еще остаюсь ребенком и продолжаю смотреть мультфильмы, так что иметь представления о том, как они создаются и, возможно, самой сотворить «детское чудо». Это было бы прекрасным дополнением к обычному просмотру.

Что тебе больше всего нравится в журналистской профессии?

Меня всегда завораживало то, как журналисты берут интервью. Это настоящее искусство! Мне сначала казалось, что это так легко взять интервью, просто встретиться и поговорить с человеком, что может быть более приятным?! Но на самом деле, это большой труд и необходима определённая подготовка, об этом я уже узнала на курсах по журналистике на ФДП. Сначала надо выбрать тему, угол подачи, подготовить приблизительный список вопросов, назначить встречу с человеком, записать все это на диктофон, потом расшифровать текст, затем все это переписать «человеческим» литературным языком, структурировав, вложив определённую идею. Это, с одной стороны, тяжело, а с другой - безумно интересно. Надо быть фактически психологом, чтобы понять своего собеседника, почувствовать его, затронуть струны его души, тем самым раскрыть красоту его мира.

О подготовке к ЕГЭ и творческому испытанию

Как и когда ты для себя решила, что хочешь стать журналистом? Были ли какие-то сомнения по поводу профиля?

С журналистикой я определись в 9 классе. Я решила сдавать ГИА по литературе и была единственным отчаянным смельчаком, кто на это пошел. К концу 9 класса я поняла, что раз я весь год готовилась к ГИА и успешно сдала его, то, возможно, литература – это именно то, с чем должно быть связанно мое дальнейшее обучение в университете. Так я решила идти дальше и сдавать теперь уже ЕГЭ по литературе. К тому же, я чистый гуманитарий, но почему-то рядом со мной всегда находятся экономисты и математики. Я очень хорошо с ними нахожу общий язык, я бы даже сказала, что лучше, чем с гуманитариями.

После того, как ты уже определилась с будущим родом занятий, ты пошла на подготовку к творческому экзамену на ФДП. Как проходила подготовка, и как она тебе помогла на творческом испытании?

На ФДП я ходила 5 лет, с 7 класса, сначала это был «Клуб Эрудит», а потом уже курсы, которые непосредственно готовят к ЕГЭ, олимпиадам и творческому конкурсу в Вышку. В 11 классе я ходила на курсы по литературе и журналистике.

Могу точно сейчас сказать, что ЕГЭ очень сильно отупляет, чтобы хорошо сдать государственный экзамен надо заниматься зубрежкой и делать все по шаблону. А Вышка все-таки больше направлена на то, чтобы развивать человека, научить студентов думать, а не механически копировать, создавать оригинальные тексты, а не заниматься копирайтом. Творческий экзамен я сдала на 99 баллов, и все благодаря ФДП, который не только не убил во мне творческий потенциал, но и развил его, указал правильный путь развития. Мы учились креативно мыслить, заставляли свой мозг работать, избавляясь от «шлаковых» мыслей и идей, находя правильные слова и метафоры. Каждый новый урок по журналистике мы занимались практикой: рисовали, творили, работали в командах и по отдельности, учились красиво говорить, строить правильно свою речь, избавляясь от слов-паразитов.

Какое бы ты привела в пример занятие, которое тебе больше всего запомнилось и было в дальнейшем очень полезным?

Я бы выделила занятие, на котором нам рассказали про инфографику, где и как ее можно создать. Мы делали свою инфографику, создавали анимацию. Мне эта тема очень интересна, и я до сих пор пользуюсь теми инструментами, которые нам дали на ФДП. Недавно делала, не в учебных целях, небольшой мультик другу на день рождение, это было очень оригинально и ярко.

Творческий экзамен на факультете коммуникаций, медиа и дизайна состоит из 2-х частей: сочинение и собеседование. Как на ФДП проходила подготовка по этим двум элементам творческого испытания?

К письменной части нам давали темы для сочинения-размышления. Мы много писали, тренировали руку, потом обсуждали наши работы, анализировали, делали выводы и старались исправить те недочёты, которые были обнаружены. Я поступала на направление «медиакоммуникации», письменная часть творческого экзамена состояла в этом, чтобы написать рецензию на предложенные темы. На ФДП мы читали и сопоставляли рецензии, написанные профессионалами, разбирали их и писали свои.

К устной части нас тоже готовили со всей внимательностью. Устная часть, на мой взгляд, наиболее волнительная, это связано с тем, что ты сидишь перед целой комиссией профессионалов, многие из которых действующие журналисты и мастера своего дела. На курсах мы много работали с историей журналистики, составляли речи о том, какие у каждого из нас любимые и нелюбимые журналисты, на кого хотелось быть похожим, а на кого нет.

Я считаю, что любой предмет надо изучать, начиная с его истории, а не только рассматривать современную ситуацию. Важно посмотреть на то, как трансформировалась журналистика, какой она была, за кем и в какое время следовал народ, кто и чем прославился в этой сфере и т.д. На мой взгляд, нельзя разбирать современную ситуацию, политическую, экономическую, социальную, с отрывом от истории, так как все между собой взаимосвязано. На ФДП большой блок составляла именно история, которая заставляет посмотреть по-другому на те или иные процессы, которые сейчас происходят в мире.

Сколько времени и внимания вы уделяли новостям?

Да, новости мы смотрели в большом количестве и в разных источниках. Мы сравнивали, как на различных медийных каналах преподносится та или иная новость. Это важно для того, чтобы говорить об объективности, честности и непредвзятости СМИ. Соотносили продукты, которые выпускаются различными медиа, с редакционной политикой канала. Новостям мы уделяли особое внимание, Правда не всегда оставалось время на занятиях обсудить главные новости недели, но вся наша группа всегда была в курсе того, что происходит в стране и в мире. После занятия мы вступали в бурные обсуждения того, что произошло.

Про «Клуб Эрудит»

Ты с 7 класса посещала «Клуб Эрудит», чем занимаются на этой программе? Что именно ты оттуда вынесла?

Когда я начинала ходить в «Клуб Эрудит», он начинался только с 7 класса, это сейчас уже в него могут попасть ребята помладше. Это скорее дополнительное образование, различные развивающие мероприятия, очень нужное дополнение к тому, что преподают в школе.

Мне больше всего в «Клубе Эрудит» запомнились танцы, мы учились танцевать исторические танцы, а зимой у нас был бал. Таким образом, у нас была цель подготовиться на тот момент к очень серьезному мероприятию. Это было очень интересно и полезно, прежде всего, потому, что современная молодёжь очень много времени проводит, сидя либо за письменным столом, либо за компьютером. Это негативно сказывается на нашем здоровье, осанке, в том числе, многих подростков мучают головные боли. С уверенностью могу сказать, что танцы научили меня держать спину, дали возможность развить свое тело, чувствуя и понимая музыку.

Какие еще дисциплины тебе запомнились в «Клубе Эрудит»?

Помимо этого у нас было право, математика, русский, экономика, история. Здесь хотелось учиться, узнавать что-то новое, все было интересно, я думаю, что именно здесь во мне привили любовь к учебе.

«Клуб Эрудит» окунает тебя постепенно в студенческую жизнь. Это место, куда люди приходят и стремятся к знаниям, и это их собственная инициатива, а не родителей, учителей, как это часто бывает в школе.

Здесь нас учили быть лидерами, с этой целью проводились командные интеллектуальные игры, именно в клубе прививают командных дух. Преподаватели в клубе не относились к нам как к детям, она разговаривали с нами уже как со студентами, и мы даже как-то взрослее смотрелись в своих же глазах и вели себя соответственно.

В «Клуб Эрудит» приходишь больше за атмосферными вещами или за знаниями?

Сюда приходишь и за знаниями, и за общением, и за атмосферой, потому что в Клубе все дружны. В 11 классе на ФДП уже несколько другая атмосфера, несмотря на то, что вокруг тебя прекрасные ребята, они одновременно с этим становятся твоими конкурентами, потому что вы работаете на рейтинг, который дает определённые преимущества при поступлении в Вышку. На ФДП каждый был сам за себя. А в «Клубе Эрудит» такого нет, все готовы всегда помочь, подсказать, все со всеми делятся какими-то своими мыслями и идеями. Здесь ты совершенствуешь свои внутренние качества, как бы громко это не звучало, но происходит поистине какое-то духовное развитие. Те же самые танцы, которые у нас проводились, - это же эстетика, этика. Мы учились тому, как правильно себя вести, подать, очаровать, как налаживать контакты и т.д.

О дружбе

Много ли ты приобрела друзей на факультете довузовской подготовки? Продолжаешь ли общаться с ребятами из «Клуба Эрудит»?

Да, конечно. У меня осталось много друзей из «Клуба Эрудит» и с ФДП, только они все пошли на разные факультеты в Вышке. Но разные корпуса не могут расстроить нашу дружбу, мы продолжаем общаться. С ребятами из “Клуба Эрудит» у нас очень теплые отношения, возможно, даже лучше, чем с теми, с кем я познакомилась на ФДП в 11 классе. В школе у меня был, к сожалению, не очень дружный класс, но это упущение я с достатком восполнила на ФДП.

А как складываются отношения с группой на факультете коммуникаций, медиа и дизайна?

Некоторых людей я знаю с ФДП с 11 класса. В целом, все очень добрые, милые, приветливые, отзывчивые, но я могу сказать то, что общаться очень непросто.

Почему же?

Я постараюсь объяснить. Раньше я дружила с ребятами из разных сфер (мои друзья поступили сейчас на право, экономику, бизнес-информатику), и я всегда в нашей разношерстной компании была самой креативной, инициативной, таким творческим и объединяющим звеном. Сейчас я попала в коллектив, где такие все, где люди 24 часа в сутки фонтанируют идеями. При этом, все ребята очень эмоциональные, имеют свои позиции, свое мнение, хотят высказаться, доказать, убедить. Эти эмоции, как грозовое облако, нависают над тобой, и под конец дня чувствуешь себя уставшей от какого-то невидимого напряжения. Иногда это доходит до такого предела, что ты больше уже не можешь радоваться, креативить и каждую минуту что-то создавать. Я думаю, что постепенно это будет сходить на нет, все друг к другу привыкнут, узнают лучше, уже не надо будет доказывать всем, на что ты способен.

Про поддержку в семье

Хотела у тебя спросить про твоих родителей, их отношение к твоему выбору. Как твоя будущая профессия соотносится с их родом занятий?

У моей мамы три образования: гидрогеолог, дизайнер и менеджер, а у папы техническое образование. Но, несмотря на то, что я выбрала профессию, которая никак не соотносится с тем, чем занимаются мои родители, они при этом никогда не были против. Я вообще благодарная своим родителям за то, что они мне всегда давали свободу выбора. Когда я сказала, что хочу поступать в Высшую школу экономики на направление медиакоммуникации, они сказали: «Да, конечно, это твое решение, а мы тебя всегда поддержим». У них никогда не было плохого отношения к журналистской профессии, может быть, еще и поэтому они так лояльно отнеслись к моему решению. По поводу Вышки они тоже не сомневались. Я ходила в «Клуб Эрудит» 5 лет и для них, как и для меня, Вышка уже стала каким-то особенным, я бы даже сказала, родным местом. Они нередко бывали в здании, где проводились курсы, видели, как все устроено. К тому же, их радовал мой энтузиазм в учебе, который появился именно в «Клубе Эрудит». После занятий я выходила всегда в приподнятом настроении, приезжала домой и с воодушевлением рассказывала о пройденном материале и маленьких открытиях в различных научных областях.

Таня, мы тебе желаем и дальше совершать открытия, совершенствовать себя и успешно реализоваться в профессии. Желаем удачи!

 

Беседовала Дарья Нещадимова, студентка 3 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна.