Факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ

Как поступить на философак НИУ ВШЭ? Интервью с выпускницей ФДП Ариной Заведецкой

Близится окончание очередного учебного года – и уже совсем скоро выпускникам школ предстоит сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены, а тем, кому до выпуска осталось пройти через несколько школьных классов, – определиться с дальнейшей учебной и будущей профессиональной ориентацией. Чуть меньше года назад факультет философии НИУ ВШЭ распахнул двери перед теми, кто показал завидное упорство и стремление к своей цели – поступлению на философак. В число счастливчиков вошла и Арина Заведецкая, сегодняшняя первокурсница, которая рассказала нам о себе и своем периоде самоопределения.

 

"На философский факультет - по велению сердца"

 

 

– Арина, расскажи, почему ты решила изучать именно философию после школы? Были ли у тебя какие-нибудь другие варианты?

 

– О, я проделала длинный путь, хотя определилась уже в десятом классе. Изначально я хотела заниматься языками, лингвистикой – и учиться непременно в МГУ. Для поступления мне нужно было готовиться к истории, и я попала на вышкинский ФДП, потому что только там расписание занятий действительно мне подходило. Заодно я решила заниматься обществознанием для общего развития, да и еще один предмет в сертификатах ЕГЭ лишним не был бы. И мне попался преподаватель, который то ли в силу программы так составленной, то ли в силу своих предпочтений вел лекции и семинары с сильным уклоном в философию. Ему удалось меня этой специальностью заинтересовать, но поначалу хотела отложить ее изучение на магистратуру. А потом каким-то чудом я очутилась на Всероссийской олимпиаде по обществознанию, где выигрышной стратегией является ориентация на один конкретный раздел обществознания. Естественно, я выбрала философию, и в итоге поняла, что хотела бы заниматься исключительно ей. Поступила по олимпиаде, документы отнесла только на философский и именно в Вышку. Мама до последнего надеялась, что я выберу что-нибудь более перспективное, но нет... Поступить на вышкинский философак было моей самой большой целью за всю мою жизнь – и я была непреклонна.

 

– Обычно выпускники школ, выбирая специальность, ориентируются на возможности трудоустройства. Расскажи, кем ты видела себя по окончании университета тогда?

 

– На самом деле, никем я себя не видела, просто я потратила 11 лет на изучение вещей, не увлекавших меня, и решила поступить туда, где мне действительно будет интересно учиться. Все равно ведь очень сложно предугадать собственное будущее. Я подумала: зачем заниматься тем, чем не хочешь заниматься, пусть даже это принесет тебе потом престижную работу и много денег? И решила выбрать что-то, что было мне близко и приятно – философию. Чтобы потом не было жалко потраченного времени.

 

– Ты сказала, что принципиально не рассматривала других вузов, кроме Вышки. Почему? В том же МГУ, если я не ошибаюсь, есть именитый философак.

 

– В философаке МГУ ничего, кроме именитости, и нет. Я в принципе не очень люблю этот вуз, для меня он слишком вял и консервативен, как Фамусов для Чацкого. Плюс – мне довелось пообщаться с одним из преподавателей, который закончил его сравнительно недавно, и уже тогда там, по его словам, никто ничего не делал. Текучки преподавателей там нет, а в гуманитарных науках свежий взгляд очень важен. Вышка мне была близка по духу, да и за 2 года ФДП привыкаешь к ней, к ее атмосфере.

 

– Раз ты затронула ФДП, давай немного побеседуем о нем. Как ты узнала про эти курсы?

 

– Ничего интересного: мама нашла. Мне тогда нужны были курсы по истории и обществознанию – а куда конкретно ходить, было, в общем-то все равно. Но когда я пришла на ФДП, я сразу поняла, как сильно его занятия отличаются от школьных уроков. Абсолютно другая система подготовки, преподаватели относились к нам, как к взрослым людям. Преподаватели никогда не занудничали,

 

Ребята меня окружали самые разные, но все очень приятные, не пафосные. До этого я отходила год на обществознание на экономфаке МГУ, так тамошний контингент очень сильно отличался. Там коллектива не сложилось, у меня даже приятелей не осталось. На ФДП же все были очень дружными, и даже если ты с кем-то не общался, мог, не стесняясь, попросить его о любой помощи. С некоторыми ребятами с курсов мы до сих пор тесно общаемся в одной компании.

 

И, конечно, у меня осталось множество воспоминаний о ФДП. Могу даже одну забавную историю рассказать. У нас была прекрасная преподавательница по истории, Наталья Николаевна, и в декабре, в канун католического рождества, она предложила нам прийти в тематически исторических костюмах на занятие. "Только что-нибудь интересное, вот Вы, например, можете нарядиться Флорентийской унией", – сказала она тогда. Тогда я и двое моих друзей решили нарядиться Соляным, Хлебным и Медным бунтами. Я пришла с мотком медной проволоки на голове, а ребята с солью, унесенной из ближайшей шаурмичной, и с двумя багетами. Преподавательница разгадала сразу, а на следующих занятиях, если кто-то из нас отсутствовал, спрашивала, где недостающие бунты. А моя подруга, например, не наряжалась, но устроила сценку с одногруппником, который ей не особо нравился. Она была Иваном Грозным, который убивает своего сына. Я понаблюдала из-за двери, и выглядело это страшно: мальчик валялся на полу, а подруга лупила его хлопушкой...

 

 

– Ты можешь сказать, что ФДП тебе действительно помог?

– Разумеется! Взять хотя бы преподавателей: чудесным был каждый из них. Невероятно умные и даже мудрые люди, настоящие профессионалы. Также оказался полезным формат коллективной подготовки к экзаменам и олимпиадам: хоть я никогда особых трудностей не испытывала – разве что с концентрацией, – на занятиях я всегда могла скооперироваться с кем-то, посоветоваться, узнать что-то, что знал мой одногруппник, но не знала я. Такой обмен даже личным опытом  никогда не повредит.

– Арина, какой ЕГЭ оказался для тебя самым трудным?

– История. Потому что ее нужно было именно заучивать, а у меня с этим проблемы. Концепции и теории проще запоминать, чем конкретные события, даты и так далее. А там еще и историография накладывается, которая требует отдельного внимания при изучении. Очень сложно сложить в голове полную мозаику того или иного исторического периода. Я с ним справилась, конечно, но могла бы показать и лучший результат, если бы приложила больше усилий. Но я об этом не волновалась – поступала-то я по олимпиаде. Хотя, в принципе, итогами я довольна, так как на момент начала занятий на ФДП история была на полном нуле, и я до сих пор удивляюсь, как здорово вышло, что я, человек у которого с историей всегда были нелады, поступила на факультет, где ее нужно предъявлять.

– А что бы ты могла посоветовать выпускникам, которым только предстоит сдавать ЕГЭ в этом году?

– Учить! Лучше выучить больше и не использовать потом какие-то знания, чем выучить меньше и попасться как раз на том, что недоучил.

– Вот теперь ты учишься там, где мечтала. Чего ты ожидала от факультета философии, и оправдались ли эти ожидания?

– Я ожидала, что меня буду окружать зануды и интеллектуалы, очень начитанные ребята. Ботаники всякие. И, к счастью, это не оправдалось вообще. Коллектив у нас очень крутой, веселый. Но начитанности это, кстати, не отменяет – со всеми ребятами можно побеседовать о многих серьезных вещах. Относительно самой учебы ожиданий конкретных не было, но мне очень нравится то, что есть. Мне крайне симпатичны почти все преподаватели. Подают материал интересно, относятся ко всему с пониманием. Многие делали в начале года скидку на то, что мы только начинаем учиться. Многие предметы, которые мы изучаем, довольно странные, но от этого не менее занимательные. Мне до сих пор неясно, зачем мы изучали древнегреческий, например, но это было весьма увлекательно.

Мне кажется, на философаке достаточно высокий уровень учебных нагрузок, хотя задания и заключаются в основном в чтении различных текстов. Читать приходится очень и очень много, писать – реже, как правило, только итоговые модульные работы. Зимняя сессия, кстати, оказалась своеобразным челленджем: Ничего сверхъестественно сложного, кроме, пожалуй, вышмата, делать не пришлось, но у меня режим перевернулся на сто восемьдесят градусов. Ночью я готовилась, потом утром ехала на экзамен, сдавала, приходила домой и ложилась спать. Восстановиться после такого было трудно. Мне помогла оправиться после стресса поездка к друзьям в другую страну: я полностью сменила окружающую атмосферу, и все проблемы ушли.

 – И какие планы на будущее ты строишь сейчас?

– После первого модуля я загорелась идеей стать преподавателем, но сейчас по большей части отказалась от этой затеи. Хочу закончить бакалавриат, а что планирую делать потом – пока не буду говорить, чтобы не сглазить. И хочу сказать всем, кто только определяется с дальнейшими перспективами: выбирайте специальность, которую действительно хочется изучать. Не ориентируйтесь на оплачиваемость той или иной профессии в будущем. Как говорится, если тебе нравится твоя работа – тебе не придется работать ни дня своей жизни.

Беседовала Екатерина Тарасова, студентка 3 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна.