• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Интервью с победительницей олимпиады "Высшая проба" Софьей Кулик

Победительница олимпиады «Высшая проба» по литературе София Кулик точно знает: во время подготовки времени на эмоции не остается. Зато после заслуженного первого места можно и про выбор факультета пошутить, и забавные случаи повспоминать.

Привет. Ну что, начнем?

Привет. Да, давай.

Расскажи, сколько тебе лет? В каком классе учишься и в какой школе?

Мне 16 лет, я заканчиваю 11 класс. С 8 класса я училась в лицее 1525, а в этом году я перешла в экстернат "Первый интенсив".

А на ФДП давно?

С 11го класса. Я посещаю занятия по литературе (читает Поливанов Константин Михайлович), английскому языку (Смирнова Ольга Владимировна) и русскому языку (Лысаковская Ирина Юрьевна).

Какая разница между подготовкой на ФДП и в школе?

Структуры подготовки на ФДП и в школе очень разные. Распределение учеников в группы по уровню знаний позволяет сразу же начать усиленную подготовку по предмету, а не топтаться на уже пройденном материале. Каждый пришедший на ФДП мотивирован к быстрому повторению всего курса определенного предмета, поэтому на занятиях, от семинара к семинару, чувствуется движение вперед.

А как вообще проходят занятия на ФДП?

Подготовка там ведется более усиленно и активно, чем в школе, как мне кажется. За два-три часа лекции или семинара преподаватель старается рассказать как можно больше материала, обсудить его с учениками, выслушать вопросы и ответить на них. Времени на "эмоции" (усталость - занятия русским и английским проводятся по субботам и воскресеньям с утра+ страх от приближающихся экзаменов) не остается. Остается только ощущение законченного, завершенного дела.

А как тебе ребята на ФДП? Нашла себе друзей? Есть конкуренция?

На ФДП прекрасные ребята. Некоторых я знала еще до встречи на курсах, а многих встретила уже в группах. Конкуренция могла бы чувствоваться на литературе, например, но в ВШЭ сейчас уже очень много факультетов, для которых этот предмет является одним из основных, поэтому ощущение борьбы пропадает после первых занятий, когда каждый понимает, кто и куда собирается подавать документы. А вообще все живут своей интересной жизнью, постоянно встречаются на занятиях и обсуждают подготовку.

Давай вернемся к школе. Какие предметы ты собираешься сдавать?

Я буду сдавать русский язык, математику, английский и литературу.

А куда собираешься поступать?

Я хочу поступить на факультет филологии (отделение филологии) в Вышку.

Сама выбирала или родители помогли?

Выбрала сама. Уже несколько лет назад, когда факультет только появился, решила, что буду поступать туда. Я действительно мечтала об этом последние четыре года, то и дело слушая рассказы друзей об их жизни на филфаке. Родители всегда меня поддерживают, и не встают на моем пути. Они считают, что я сама должна выбирать свое будущее.

Очень круто твердо знать, кем ты хочешь быть, в 16 лет. Как ты вообще готовишься к поступлению? Занимаешься с репетиторами?

После первого модуля на ФДП я поняла, что репетиторы по русскому и английскому языкам мне не понадобятся - мои преподаватели прекрасно объясняют весь материал, уделяют внимание любым деталям и сложностям. Литература для меня главный предмет на ЕГЭ, поэтому за подготовку я действительно волновалась. Лекции Константина Михайловича Поливанова очень помогают быстро вспомнить, повторить все произведения. Он часто дает нам тесты для проверки знания текстов. На каждом занятии он детально разбирает произведение, рассказывает об авторе, критике текста и дает несколько тем для домашних сочинение. Со временем я заметила, что писать стала действительно лучше.

А чем ты занимаешься в свободное время?

Сейчас, если мне хочется отдохнуть, привести мысли в порядок, я иду в спортзал и бассейн. И еще я очень люблю читать! Я получаю удовольствие как от выбора книг так и, конечно же, самого процесса. У меня в комнате большая библиотека. Еще стараюсь как можно чаще ходить в театры - мне нравятся и музыкальные, и драматические постановки. Особенно я люблю оперу "Евгений Онегин", уже 5 лет подряд я каждый год слушаю ее в разных театрах.

А как же друзья, вечеринки?

Здесь могла бы быть шутка про мой факультет.

Как будущий журналист я тебя понимаю. И все-таки?

Мне нравится встречать новых людей, общаться с ними, гулять-отдыхать. У меня много знакомых, приятелей. Я очень часто знакомлюсь с людьми за рубежом, когда я учусь в языковых школах, так интересно общаться с иностранцами, узнавая их родные страны по их рассказам.

Давай теперь про олимпиаду. Ты до «Высшей пробы» участвовала в каких-нибудь олимпиадах?

Я начала участвовать в Высшей пробе с 9 класса. Прошлые опыты (в 9 и 10 классе) были разочаровывающими, я оставалась очень недовольной своими результатами, но сдаваться не собиралась.

Ты изначально участвовала из интереса или сразу была нацелена на поступление по олимпиаде?

Я всегда очень надеялась на олимпиаду с точки зрения получения 100 баллов на ЕГЭ. Проходные баллы очень высоки, поэтому хотелось иметь хоть какую-то гарантированную "помощь". В 9 и 10 классе это были просто проверки себя.

Расскажи, как вообще проходила твоя личная подготовка к олимпиаде? Что ты для этого делала? Сколько занималась?

Я думаю, что не смогу дать универсальный совет "как подготовиться к олимпиаде", особенно говоря о литературе. Каждая прочитанная книга, стихотворение, прослушанная лекция откладываются в голове, главное - найти нужный материал. Я стараюсь использовать любые ресурсы, например, интернет-портал «Арзамас». Там я найду информацию о философии, и о литературе, и о архитектуре. Да, очень важно читать произведения с комментариями. И это касается не только романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (комментарии Ю.М. Лотмана).

Волновалась перед олимпиадой?

Я умудрилась заболеть гриппом перед «Высшей пробой», поэтому волноваться уже не было сил - я пыталась собрать все свои внутренние ресурсы и настроиться на несколько очень важных часов.

А как на олимпиаде себя чувствовала?

Когда я увидела текст задания, недуг отошел на второй план )

Нужно было быстро думать и вспоминать все о М. Волошине. Я старалась отвлечься от всего происходящего вокруг - постоянно падающих ручек, покашливающих ребят и т.д.

А сложные были задания?

Есть три типа заданий: написание сочинение, сравнение двух текстов или комментирование-интерпретация текста (обычно, поэтического). Я еще до олимпиады решила писать комментарий и, получив задание, точно в этом убедилась. Мне больше нравится "работать" с одним текстом - я уверена, что ничего не упускаю и обычно пытаюсь отметить каждую приходящую мне на ум деталь.

Ты была уверена в себе?

С каждой удачной попыткой на разных экзаменах и испытаниях я становлюсь увереннее в себе.

А были забавные случаи, связанные с олимпиадой или подготовкой к ней?

Я посчитала забавным, когда за месяц до олимпиады начала что-то читать-перечитывать из современной поэзии, а также ежедневно просматривать статьи о Соловьеве, Блоке, Ахматовой, Цветаевой и т.д. И я никак не предусмотрела текст такого поэта как Волошин. На олимпиаде это был скорее "смех сквозь слезы", но сейчас кажется забавной игрой и шуткой судьбы.

Что пожелаешь ребятам, которые будут бороться за победу в следующем году?

Нужно понять, что есть всего несколько часов, чтобы показать все, чего вы стоите и чего вы достойны. Поэтому, просматривая демо версии, можно заранее определиться с типом задания, которые будете выполнять (в котором вы увереннее всего себя чувствуете и понимаете, что это "сработает"). Подготовка выматывает, поэтому нужно постараться сделать ее с одной стороны, действительно полезной, с другой же, интересной!

Спасибо тебе огромное за твое участие! Удачи на экзаменах!

Мне было приятно отвечать на твои вопросы.

 

Беседовала студентка 2 курса факультета журналистики Мария Герасимова