• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ

Мечты сбываются!

Интервью с выпускницей ФДП и студенткой 1 курса Анастасией Владимирской

Когда все экзамены позади, а впереди новые учебные горизонты, неизведанные экономические просторы и всё более амбициозные цели, теперь уже студентка 1 курса Анастасия Владимирская делится с читателями как прошел этот год, какие были трудности, как она готовилась и кто оказал необходимую поддержку. Об этом и о многом другом в интервью со студенткой экономического факультета, в прошлом слушательницей ФДП, поступившей на бюджетную форму обучения, Анастасией Владимирской.

Про ЕГЭ

Какие экзамены ты сдавала в формате ЕГЭ?

Я сдавала стандартный набор, то есть русский, математику профильную и базовую, обществознание и английский, то, что нужно было для факультета экономики ВШЭ.

Как ты узнала о том, что в Вышке есть курсы подготовки?

Я узнала о программе в 8 классе от друзей родителей, которые туда повели своего сына. Он тогда был в 9 классе и пошел на курсы подготовки, а меня отдали в «Клуб Эрудит». Тогда я первый раз и узнала о существовании ФДП и «Эрудита». Так я пошла на курсы и проучилась в Эрудите три года: 8-ой, 9-ый и экспериментальный 10-ый. А в 11-ом я ходила на программу выходного дня, брала предметы: английский и русский. К ЕГЭ я готовилась по этим 2 предметам в Вышке, а по остальным самостоятельно; я посчитала, что так мне будет легче и удобней.

Как бы ты оценила уровень подготовки на ФДП?

К английскому и русскому ФДП подготовил меня очень хорошо. Курсы по английскому вела преподавательница, которая была на факультете Мировой экономики. Она рассказывала про свой факультет с таким воодушевлением и любовью, я даже задумывалась о том, чтобы пройти туда. Она много давала того, что она делает вместе со студентами.

А на русском мы решали контрольные, повторяли правила. Она давала задания, которые были куда сложнее самих заданий ЕГЭ, поэтому когда я приходила в школу и решала там варианты, мне было очень просто. С первого взгляда кажется, что русский язык везде одинаковый, но нет: на ФДП готовят немного по-другому, и это помогает сконцентрировать внимание на сложных задачах. Нам часто в методичках попадались задания, на которые ты вроде бы знаешь правильный ответ и даже помнишь, что оно тебе уже встречалось, быстренько ставишь галочку и попадаешься на заранее подготовленную удочку, делая ошибку. В ЕГЭ легко так ошибиться, а ФДП научил меня правильно расставлять акценты и концентрироваться на задании.

Тебе не хотелось на ФДП пойти на подготовку по профильным предметам – по обществознанию, математике?

Я решила, что хочу индивидуально заниматься, и плюс большую роль сыграло то, что занятия по математике и обществознанию проходили в тот день, когда я не могла ездить на Нагатинскую. Для меня такой предмет как математика легче дается, когда рядом сидит учитель и помогает решить именно те проблемы, которые тревожат именно меня, хотя сейчас я понимаю, что к математике я могла подготовиться самостоятельно, без помощи учителей. То же самое не могу сказать про обществознание, для меня трудный предмет. Мне нужен был один учитель, даже не группа, который тебе будет все подробно рассказывать, показывать, повторять несколько раз.

Насть, а ты поступила по баллам ЕГЭ или по Олимпиаде?

Я поступила по баллам ЕГЭ. С олимпиадами у меня никогда не складывалось, просто может быть не так тщательно готовилась, не ставила перед собой такую цель, относилась к этому несерьезно. Не могу сказать, что жалею, но сейчас понимаю, что надо было попробовать этот вариант и возможно что-нибудь да получилось. На «Эрудите» частично готовили к Олимпиаде, мы решали разные задачки, причем по всем предметам, но я не акцентировала на этом внимание. Сейчас я понимаю, что поступить по Олимпиаде – это отличный вариант, особенно в такой вуз, как Вышка, где очень высокие проходные баллы.

А на какие баллы ты написала в результате экзамены?

По русскому у меня – 98 баллов, по математике – 89, по английскому – 86, по обществознанию – 94. И плюс у меня 2 балла за индивидуальные достижения, за золотую медаль. А ещё моё сочинение, которое мы писали в середине учебного года, как допуск к ЕГЭ, в Вышке оценили в 6 баллов. В этом году проходной балл на экономический факультет был 366, учитывая мои баллы ЕГЭ и дополнительные «бонусы», у меня получился небольшой запас в 10 баллов. В этом году было довольно сложно поступать, потому что все неплохо написали ЕГЭ и проходные баллы в вузах существенно подняли.

Помогли ли тебе курсы ФДП по русскому языку в подготовке к Итоговому сочинению?

На ФДП не то чтобы к этому не готовили, я бы сказала, что просто не было такой цели подготовить нас к этому сочинению, которое существенно отличается от части С в ЕГЭ по русскому. Наш преподаватель на ФДП сказала, что не будет нас путать, что мы вполне можем подготовиться к этому сочинению в школе. Я считаю, что это правильный подход, в школе была очень мощная подготовка к этому сочинению, все учителя взялись за это дело, всем казалось, что это важнее чем ЕГЭ. Но на самом деле это не так. Я пока не видела человека, которому бы не поставили зачет за это сочинение. Много тем, есть из чего выбрать, что-то ты да и читал за 11 лет учебы в школе и хоть что-то ты напишешь. С нашим вузовским преподавателем накануне сочинения мы обсуждали проблемы, придумывали к этой проблеме примеры, аргументы и т.д. Она нас поддерживала и всегда была готова ответить на любые вопросы по этому формату, но мы сильно в это не углублялись, потому что в принципе когда готовишься к ЕГЭ по русскому, ты параллельно по аргументации готовишься к итоговому сочинению.

Да, трудно, потому что в итоговом сочинении ты писал около 1000 слов, а в ЕГЭ нельзя так много, нужно все уместить в пределах 150-250 слов.

Насколько сам процесс сдачи ЕГЭ был эмоционально сложным для тебя?

Естественно ЕГЭ – это очень сильный стресс, страх. Последний звонок, прощание со школой, предчувствия нового этапа в жизни – это всё очень светлые и вместе с тем грустные эмоции. Когда всё заканчивается, понимаешь, что до экзамена остается совсем немного, и начинается мандраж.

Первый экзамен был русский, 28 мая. Школа, в которой мы писали, располагалась в 5 минутах ходьбы. Когда мы зашли в школу, пугало абсолютно все, начиная от турников и металлоискателей, заканчивая проверяющими и администрацией. Когда видишь огромную комнату, где все складывают свои рюкзаки, понимаешь, что вот сейчас ты оставишь здесь все и уйдешь только с ручкой и паспортом. Но самым страшным для меня оказался не сам экзамен, не ожидание его, а, как ни удивительно, металлоискатель. Было ощущение, что вот сейчас он запищит, несмотря на то, что ты знаешь, что всю электронику оставил дома, но всё равно почему-то очень страшно.

Что было, если металлоискатель пищал? Обыск?

Если он пищит, то подходит охранник с ручным металлоискателем, он тебя проверяет с головы до ног, ведь где только не прячут технику.

Была ли возможность списать, подсмотреть?

Нет, в этом году это 100% было невозможно. Во-первых, тщательная проверка учащихся на наличие каких-либо электронных приборов. Во-вторых, здание школы было оборудовано глушилками – это, кстати, больше всего испугало моих одноклассников, которые до последнего питали надежды найти ответы в интернете. Лично у меня не было таких мыслей изначально, я считаю, лучше всё делать своей головой, заодно посмотреть на что ты способен, оценить результат своей одиннадцатилетней работы.

В целом атмосфера экзамена очень давящая: много народу, груз ответственности за свою дальнейшую жизнь, страх не набрать нужное количество баллов для поступления в вуз мечты.

Были ли какие-нибудь неожиданности на экзамене?

Да. Мы, например, думали, что раз в этом году 70 лет Великой Победе, то обязательно будут темы войны. Но про это не было ни слова, тексты предлагалось подготовить либо про русский язык, либо про художников или искусство. Это, конечно же, не могло нас не шокировать. Потому что в течение всего учебного года нам давали тексты про войну. Мне повезло, что подготовка и на ФДП, и в школе у меня была отличная, и я быстро нашла выход из этой ситуации, вспомнив правильные литературные примеры. Но, в целом, всё, что было в книжках по подготовке к ЕГЭ, попалось на экзамене, структура заданий и сами задания не изменились. А это был главный наш страх, потому что КИМы, которые приходили на диагностику, очень сильно отличались от того, к чему мы готовились.

Какие экзамены оказались для тебя самыми волнительными?

Устный английский и математика профильная. На английском было страшно, потому что совсем нет времени, чтобы подумать. Всё отведённое время надо говорить не останавливаясь. Несмотря на то, что ты говоришь в микрофон, а экзамен у тебя принимает компьютер, всё равно страшно, прежде всего, потому, что слышишь свой голос. А если ты вдруг в процессе ответа на вопрос понимаешь, что неправильно построил фразу, сделал ошибку, можешь совсем разволноваться и впасть в ступор. Ещё очень нервирует то, что внизу бежит время, с одной стороны, это помогает сориентироваться, а с другой сбивает.

Кто в этот период оказал самую большую поддержку?

Естественно, меня поддерживали больше всего родители. Это люди, которые никогда не сказали бы: «Ой у тебя не 100 баллов. Все плохо! Ты не наша дочь!». Они, наоборот, подбадривали меня. Если моим друзьям все родители перед экзаменом что-то говорили, мои родители молчали и правильно делали. Это частично сняло с меня груз ответственности хотя бы перед ними. Я понимала – что бы ни случилось, они всё равно будут мной гордиться.

Ещё меня поддерживали мои учителя и преподаватели, также сильно, как и мои родители. Я обязана им тем знаниям, которые они в меня вложили. Вышкинские преподаватели дали мне уверенность в себе, что я успешно напишу экзамены, школьные учителя очень сильно поддерживали эмоционально. Конечно же, друзья были моей опорой, это такие же несчастные люди, как и я. У нас была взаимоподдержка и взаимовыручка, мы делили один большой страх на всех, и так становилось капельку легче. Мы обменивались впечатлениями, можно было им сказать всё, что ты думаешь, выплеснуть свои эмоции, и ты точно знаешь, что они тебя поймут, потому что только что переживали то же самое, делали те же ошибки. Поддержка была, и слава Богу, что она была. Она очень нужна в этот период.

После экзаменов сильно переживала?

Волнение, в основном, было перед экзаменом, после уже как-то успокаиваешься, хотя осадок остаётся, кажется, что всё сделал неправильно.

Про ФДП

Как бы ты охарактеризовала атмосферу на ФДП?

Если говорить об «Эрудите», то это 100% нешкольная атмосфера. Ученик 7-8 класса, который пришел в «Клуб Эрудит», будет шокирован, потому как там совсем другое отношение к учебе, отношение преподавателей к слушателям. Здесь не заставляют делать домашнее задание, но при этом ты чувствуешь внутреннюю неудовлетворённость, когда что-то пропускаешь или делаешь задания недобросовестно. Общение идет на равных, как с коллегами, со взрослыми, со сформированными личностями, это первое, что бросается в глаза. И уровень знаний абсолютно другой. В 8 классе ты приходишь в «Эрудит», и вы начинаете заниматься экономикой, решаете задачи, строите экономические модели, а в это время в школе только начинается химия с таблицей Менделеева. Ты ощущаешь себя на шаг впереди. С другой стороны, очень важно, что многие задания проводятся в игровой форме, например, игра «Лабиринт» одновременно является итоговой аттестационной работой.

Я бы сказала, что атмосфера на ФДП заряжала положительными эмоциями и давала хорошие знания, которые потом меня выделяли в школе среди других учеников. После первого семестра 8-го класса ФДП я уже не представляла, что я буду учиться в каком-либо другом университете, кроме Вышки. Это не школа, из которой хочется бежать. Здесь атмосфера всегда дружелюбная и увлекающая, и душе спокойно, и люди отличные, приходишь сюда, и душа радуется.

Ты участвовала?

Да, я старалась ничего не пропускать. Была не только активным участником игры, но и в старших классах помогала с организацией. Также часто выступала в дискуссионном клубе «Мудрая ворона».

А в чем заключается игровая форма игры «Лабиринт» и дискуссионного клуба «Мудрая ворона»?

Игровая форма заключается в том, что ты готовишь презентацию, стараешься это сделать красочно, понятно, доступно. Вокруг тебя создают мини дискуссионный клуб, где ты говоришь на очень взрослые темы, например, религии. Это, в свою очередь, дисциплинирует, дает серьезную почву для размышлений, заставляет задуматься над важными проблемами и вопросами.

Что на твой взгляд отличает ФДП от школы?

Здесь ты гонишься не за оценкой, а за качеством. На ФДП всё делаешь для себя, а не для родителей, учителей или ещё кого-нибудь. Ты учишься, работаешь для себя, на свои проходные баллы, для своего института, для своей мечты. Также на ФДП занятия проходят парами, а их, в свою очередь, ведут преподаватели с факультета.

Какие преподаватели на ФДП, как бы ты могла их охарактеризовать?

В 8-9 классе у нас вели преподаватели с большим опытом работы. Преподаватель по экономике, мною обожаемая, всегда интересовалась, какие у меня планы на каникулы, как себя чувствую и т.д. Это очень душевная преподавательница, которая, тем не менее, на парах становилась требовательным человеком, но с пониманием относилась к любым вопросам. Я один раз заболела, а нам надо было сдать работу. Я её сделала, сфотографировала и отправила ей на почту, она внимательно все проверила и оценила проделанную работу. Мы относились к ней с большим уважением, а она также с уважением относилась к нам. В 11 классе на ФДП у меня была очень строгая преподавательница, мы все её даже боялись, наверно потому, что она с нами никогда не разговаривала как с детьми, всегда обращалась на Вы, если ты пытался что-то сказать на русском, она останавливала и говорила «In English, please». Но за один семестр у меня значительно поднялся уровень владения языком, я чувствовала, как я выросла за этот период.

Если говорить об 11 классе, то здесь соблюдается абсолютная дисциплина. Но тем не менее, все преподаватели были радушными, отзывчивыми и в меру строгими. Например, преподавательница по английскому на ФДП была строгой, требовательной, но с хорошим чувством юмора. Это, конечно же, очень разряжало обстановку. А мои представления о преподавателе русского языка полностью совпали именно на ФДП: возвышенный голос, красивая правильная речь, которую хочется слушать без остановки, идеальный почерк.

Преподаватели на ФДП это преподаватели современной эпохи или скорее старой закалки?

У них у всех есть свои электронные адреса. Они все очень современные. Взрослые учителя сами хотят понимать молодое поколение. Я помню, как все радовались электронным презентациям детей, с удовольствием смотрели видео, спрашивали, в какой программе мы это делали. Я была очень удивлена, когда меня об этом спросила уже довольно взрослая преподавательница. Также учителя были рады обычному бумажному формату, когда дети из 7-8 классов оформляли очень красивые газеты. Несмотря на возраст, они стараются соответствовать современной эпохе, чтобы понимать молодежь и быть с ней на одной волне.

А что бы ты сказала о самих слушателях ФДП, которые вместе с тобой посещали курсы?

На факультете я обрела большое количество новых друзей, просто невероятных, интересных, амбициозных, которые хотят учиться и развиваться. Эти люди сыграли большую роль при выборе университета. Я знала, что ребята, которые со мной были всё это время, придут на тот же факультет, что и я. К тому же, я уже успела познакомиться с ребятами со своего факультета, они все хорошие ребята, в таком коллективе будет очень приятно учиться.

Была ли ты связана с ФДП во внеучебное время?

Да. Каждый год, начиная с 8 класса, я ездила в «Летнюю экономическую школу» от университета и образовательные поездки. Это очень приятное времяпрепровождение: ты находишься в кругу людей, которые тебе симпатичны, с деканом ФДП, которая всё рассказывает и объясняет. В Париже Светлана Васильевна разговаривала только по-французски, так хотелось выучить этот красивый язык, когда ты видишь, что авторитетный для тебя человек так прекрасно на нём разговаривает. Могу сказать, что это отдых, который ты проводишь с пользой, изучаешь другие университеты, другую культуру. До поездки мы готовили презентации о стране, об университете, чтобы потом по приезду в страну иметь какие-то представления и уже на эти представления накладывать более серьезную информацию и знания. Там нам давали различного рода задания, потому как уезжая в образовательную поездку, ты пропускаешь часть занятий и можешь потерять место в рейтинге. Эти задания тем самым давали возможность сохранить свое рейтинговое место.

Какой у тебя самый запоминающийся момент на ФДП?

За эти годы было столько ярких моментов, что сейчас трудно выделить какой-то один или несколько. Можно например, отметить первую игру «Лабиринт», потому что это было насколько торжественно, необычно, волнительно. Но мне кажется самым запоминающимся моментом был наш выпускной 9-го класса, потому что он совпал с моим днем рождения. Вокруг меня были все мои друзья, преподаватели, которые поздравляли, гордились. После была дискотека, огромный торт невероятной красоты и размеров. Это был лучший подарок на день рождения. И, конечно же, я бы хотела отметить образовательные поездки по разным странам вместе с ФДП, там каждый день был чудесный, волшебный и самый дорогой.

Какой тебе больше всего подходит образовательный метод?

С одной стороны, мне спокойней и приятней работать с людьми, которые эмоционально сами спокойны, которые могут поддержать и понять. С другой, мне подходят требовательные преподаватели, потому что, работая с ними, я чувствую, что моя работа становится продуктивнее и эффективнее. Точно могу сказать, что я не люблю, когда меня что-то заставляют делать, когда у преподавателя нет эмоций, когда он только выполняет свою работу и не вкладывает в неё свою душу. Таких преподавателей я в Вышке не встречала – видно, как они заинтересованы в предмете, который ведут, им нравится то, чем они занимаются. Например, Светлана Васильевна, декан факультета, очень строгая на занятиях, спуску не даёт, но во внеучебное время очень душевный человек, который всегда даст совет, поможет, поддержит. Мне подходит скорее симбиоз методов, чтобы была и дисциплина, и требовательность, и эмоциональная поддержка.

Насть, как Вышка мотивирует своих слушателей на то, чтобы учиться? Оценки, эмоциональная поддержка или же внутренняя мотивация, которую закладывают преподаватели?

Рейтинги очень сильно мотивируют, потому что никому не хочется быть внизу. Ещё будучи маленькими восьмиклашками, мы ходили и высматривали у каждой группы кто на первом месте, сколько у него баллов, анализировали, сколько не хватает тебе до первого места. Это дает большой толчок, чтобы стараться еще усердней, учиться, заниматься, быть активнее. Также, естественно, преподаватели очень сильно мотивируют, они поддерживают тебя, если что-то не получается. У меня была учительница по математике, которая мотивировала нас именами известных математиков вплоть до Софьи Ковалевской, которая считается матерью дифференциальных уравнений. Тогда, в 9 классе, мы не знали, что это такое, но звучало очень красиво.

Рейтинги оказывали эмоциональное давление?

Нет, это скорее дает понимание к чему надо стремиться, становится понятным, что необходимо подтянуть, где надо доработать. Ты стремишься к этому человеку, который впереди тебя. Все мотивируются друг другом.

Насть, хочу тебе предложить творческую задачу. У всех компаний есть слоган, попробуй составить емкий слоган ФДП из трех слов, которые, на твой взгляд, характеризуют факультет.

Дисциплина. Интерес. Успех.

Чувствую себя немного Лениным.

Хорошо, что ты сейчас вспомнила Ленина. В своё время на Всероссийском съезде молодежи он произнес такую фразу: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Скажи, у тебя по жизни такой же настрой, или ты считаешь, что кроме учёбы должно быть ещё что-то? Что для тебя важнее всего? Ты можешь составить топ 3 самых важный вещей?

Естественно, учеба занимает в моей жизни очень важную часть, потому что я больше ничего и не умею, кроме как учиться. Но я не считаю, что учёба, а потом уже работа, главней семьи или каких-либо взаимоотношений между людьми. В принципе, в процессе учёбы эти взаимоотношения формируются, но учёба для меня на третьем месте после семьи, друзей и человеческих взаимоотношений. Я всегда хотела учиться. В школу всегда ходила с удовольствием. Я из тех людей, которые ждут первое сентября.

Про Вышку

Почему ты выбрала Вышку? Как происходил этот выбор?

У меня был выбор между МГУ, Финансовым университетом и Вышкой. Интуиция мне подсказала, что мне надо идти в Вышку, что это мой ВУЗ. Я сидела дома и повторяла вслух и про себя: «МГУ, Вышка, Финансовый университет» и, когда я произносила Вышка, внутри что-то вздрагивало. И я решилась – Вышка! Разница в возрасте между МГУ и Вышкой огромная, но не годы определяют образование.

У Вышки есть такой слоган: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Как бы ты эти слова для себя интерпретировала?

В Вышке ты учишься не для оценок, не для похвалы со стороны учителей и родителей, а для себя. Учиться для школы – это зубрить, не думая о том, для чего тебе это нужно. Учиться для себя, для жизни – это учиться для того, чтобы дальше существовать. По мне, так учиться для себя - это учиться с удовольствием, понимать, что всё, что ты сейчас делаешь, ты делаешь для своего будущего.

Насть, была ли ты когда-нибудь на Дне Вышки?

Да, я два раза была волонтером на Дне Вышки в шатре ФДП, я с удовольствием объясняла гостям праздника что и как, а преподаватели объясняли уже организационные детали. Ребята и их родители уходили с кучей различных буклетов, которые в дальнейшем помогали структурировать информацию в голове. Все волонтеры действительно очень ответственно подходят к этому мероприятию и этим мотивируют поступать именно в Вышку. Разумеется, кроме своего шатра мы посещали и другие. Там тоже студенты первокурсники, второкурсники рассказывают о том, как они поступали. Про ЕГЭ они уже вспоминают с улыбкой, говорят, что было сложно, но все же возможно.

Сейчас я уже мечтаю о Дне Вышки, о том как я пойду в шатер ФДП, потому что благодаря ФДП я поступила. Мне очень хочется увидеть Светлану Васильевну, она мне в свое время очень помогла. Я ей задавала вопросы о поступлении, она всё по полочкам разложила, и эти слова я часто вспоминала. Все преподаватели стали для меня родными, они, конечно же, оказали большое влияние на формирование моей личности.

Про будущее

Насть, а если говорить про твоё будущее, кем бы ты хотела работать, кем хотела бы стать?

Начиная с 10 класса, я представляю, как я буду преподавать в университете.

Экономику, математику?

Пока не знаю. На сегодняшний момент математику, но просто потому что я её лучше знаю и дольше её изучала. Но я думаю, благодаря всему, что будет происходить в Вышке, мне будет хотеться преподавать всё. Я хочу после бакалавриата идти в магистратуру, после магистратуры в аспирантуру. Я считаю, что преподавать в Вышке - это благодарное дело. Я вижу, как мы, как ребята помладше стараются, стремимся узнать что-то новое, попробовать себя во всем. Учитель – это очень благородная профессия, хотя я немного и боюсь детей.

А почему ты боишься детей?

Потому что я боюсь не справиться, не найти правильный метод, подход.

Настя, надеюсь, что у тебя все получится, что ты реализуешь себя, получишь те знания, которые будут тебя отличать от других. Не останавливайся перед трудностями и иди к своей мечте!

 

Беседовала Дарья Нещадимова, студентка 3 курса факультета коммуникаицй, медиа и дизайна.