• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Учиться, учиться и ещё раз учиться!

Прошел месяц с того момента, как раздали студенческие билеты, преподаватели провели первые пары, а «вчерашние школьники» уже склонились над непонятными задачами, теоремами и графиками. Елена Силина, студентка 1-го курса факультета экономики, выпускница ФДП, вспоминает, как начинался этот непростой путь к «Высшей» цели, которая стала для нее и поддержкой, и опорой, и главной движущей силой.

Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели.

Лена, теперь уже все экзамены позади, ты студентка первого курса экономического факультета Высшей школы экономики, как бы ты сейчас оценила прошедший год, насколько он был для тебя трудным?

Это был, конечно, трудный год, но вместе с тем очень приятный и интересный, потому что я шла к своей цели. Сначала это была цель выиграть Олимпиаду, а потом - поступить в Вышку. Я все это время шла к своей мечте, и она, в конечном счете, сбылась, затмив все отрицательные моменты и сложности, которые стояли на моем пути. Сейчас я помню только положительные мгновения и свой положительный результат. В психологическом плане этот год был очень комфортный для меня, потому как я очень люблю работать.

Что или кто больше всего поддерживало/поддерживал тебя?

Прежде всего, меня поддерживала моя цель, она меня стимулировала и не давала мне расслабиться. Я такой человек, который не может жить без цели, я себе всегда ставлю какую-нибудь планку, которую я должна достичь. Если у меня не получается, то я делаю всё возможное и даже невозможное, чтобы у меня получилось. Я считаю, что для достижения цели все средства хороши. Может быть, это звучит меркантильно, но это мой принцип, и я им руководствуюсь.

Конечно же, не надо умалять роль и родителей. Мама меня стимулировала и всегда была моим образцом для подражания. Я пошла по её стопам. Но, тем не менее, я могу сказать, что в большей степени это была работа над собой.

Как ты отдыхала, расслаблялась, когда становилось совсем тяжело?

Я люблю учиться и весь этот год, и не только этот, я очень много занималась. Конечно, иногда становилось плохо, не по себе, хотелось все бросить, в такие моменты я делала перерывы. Лично для меня самый лучший отдых - это сон. Я даже иногда могла не пойти в школу, остаться дома и провести полдня в кровати, хотя такие вещи я позволяла себе не так уж и часто.

Также мой идейный вдохновитель и самое сильное обезболивающее – это спорт. Он мне помогает расслабиться, переключиться. Когда я приходила после спортивных занятий домой, мне с еще большим энтузиазмом хотелось работать, приходили в голову новые идеи и новые решения задач.

Ещё меня отвлекала музыка. Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано. И в 11 классе частенько садилась за инструмент и играла в своё удовольствие. Музыка приводила в порядок мои мысли и чувства, систематизировала мой внутренний хаос.

К тому же, я очень люблю прогулки в одиночестве, я могу просто выйти на улицу и погулять 40 минут в компании с любимой музыкой. Музыка и свежий воздух оказывают на меня чудодейственный эффект.

Ты закончила школу с золотой медалью. Это был твой принцип, вызов или желание кому-то что-то доказать?

Для меня это было целью. Я считаю себя неглупым человеком, и в школе были некоторые преподаватели, которые не любили меня за мою активность и за то, что я всегда говорю то, что думаю. Многие учителя хотели поставить меня на место. Такая ситуация у меня была с преподавателем по математике. Я за пятерку по математике боролась не на жизнь, а на смерть. Тут я шла на принцип. В этом случае я не могла позволить себе отступить.

Когда ты поставила себе такую цель?

Меня всегда позиционировали как медалистку. В 10 классе я поставила себе цель закончить школу с золотой медалью. Я бы сказала, что золотая медаль - это был мой принцип, а не какая-то практическая выгода. Золотая медаль в Вышке дает всего лишь 2 балла. Я бы и без этих 2-х баллов поступила на бюджет.

А родители настаивали на золотой медали?

Нет, они были абсолютно индифферентны. В том числе я была свободна в выборе института и факультета.

Экзамен — это хорошая возможность узнать что-то новое, полезное и интересное.

Как ты готовилась к ЕГЭ?

На ФДП я готовилась два года, 9 и 10 класс. Уже в 11 классе я занималась с репетиторами. В 9 классе я ходила на программу, которая проходила по воскресениям. Она была ориентирована на подготовку к ГИА и помимо этого расширяла кругозор. Я ходила на курсы по математике, русскому и обществознанию. Курс обществознания делился на 4 большие темы: экономика, социология, философия и право.

В 10 классе я выбрала математику и экономику. По экономике у меня был просто божественный преподаватель на ФДП, я ему очень благодарна, и надеюсь, он у меня будет вести на моем курсе в этом году. На экономику я ходила для того, чтобы подготовиться к олимпиаде. Так как у меня были нулевые знания по этому предмету, то для подстраховки я взяла ещё репетитора. Хотя я знаю ребят, которые ходили только на курсы по экономике на ФДП, и никуда больше, и выиграли Олимпиаду, поступили на бюджет. ФДП дает очень хорошую экономическую базу.

В 11 классе я готовилась не поднимая головы, я работала очень много, особенно в олимпиадную пору, начиная с января и заканчивая мартом. Этот период у меня прошел как в тумане. Я сейчас пытаюсь вспомнить то время и ничего не помню, я только и делала, что трудилась.

Как бы ты оценила знания, которые тебе дали на ФДП?

В 9 классе мне очень помогли курсы. У меня была достаточно сильная школа, и у меня никогда не было проблем с учебой. Тем не менее, курсы по русскому языку в 9 классе помогли держать предмет в тонусе, а курсы по математике позволили поднять знания на качественно другой уровень. На ФДП очень хорошие и сильные преподаватели, которые не просто преподавали, а возбуждали интерес к предмету. Для ребят моего уровня и ребят чуть-чуть слабее меня - это идеальный вариант для того, чтобы подготовится к экзаменам и уверенно себя чувствовать на школьных занятиях.

Что ты можешь сказать о преподавателях на ФДП?

Преподавательский состав продуман и подобран очень удачно. Мой преподаватель по экономике был просто потрясающим, я не перестану им восхищаться, и то, что он есть на ФДП - большой плюс. Этот преподаватель полностью изменил мое отношение к экономике и заставил меня ее любить. В Вышке все преподаватели обращаются к ученикам на «Вы», мне это очень нравится, это исключает какую-то фамильярность. Тем не менее, это не влияет на понимание между вами, это лишь очерчивает круг и задает соответствующий тон всему диалогу и преподаванию. У моей преподавательницы в 10 классе на ФДП было отличное чувство юмора, она не только преподносила предмет очень хорошо и грамотно, но и делала очень классные тематические отступления, которые с одной стороны давали небольшой перерыв, а с другой стороны заряжали новым зарядом энергии.

В Вышке также проходят различные деловые игры, лагеря, это все сильно притягивает в этот вуз, потому что понимаешь уже эту атмосферу, вливаешь в неё, становишься частью и уже не представляешь себя в другом месте.

Вышка идет в ногу со временем. Здесь много преимуществ по сравнению с другими вузами, потому что Вышка всегда в курсе последних тенденций и ориентирована на рынок труда.

По 10 бальной шкале как бы ты оценила:
1. уровень образования
2. атмосферу
3. организацию учебного процесса?

Я бы всё-таки разделила уровень образования по классам. Для 8—9 класса - это, наверное, 9/10. Пары на ФДП и в Вышке длятся 1:20, и это время пролетало очень быстро, потому что было очень интересно, и за это время мы проходили много нового. В 10 классе я бы оценила уровень образования на 8/9. А в 11 классе нужно уже учитывать свое личное восприятие информации. Например, у меня есть друзья, которые всё схватывают налету. Им вполне было достаточно курсов, чтобы выиграть олимпиаду. У меня есть знакомые, которые ходили на курсы по математике на ФДП и выиграли олимпиаду. В среднем, уровень образования на ФДП я бы оценила на 9.

А теперь про атмосферу. Атмосфера складывается из преподавателей, ребят, которые там учатся, и мероприятий, которые проводятся. Я бы оценила атмосферу на 9, потому что мне было комфортно и интересно заниматься.

Уровень организации всего учебного процесса я бы оценила на 10. Нас всегда информационно поддерживали, многие материалы присылали по электронной почте. Это очень удобно, ничего не потеряешь и не забудешь. Некоторые преподаватели присылали свои лекции на личный электронный адрес.

На школьных занятия тебе помогали знания, полученные на курсах?

Да, в 9 классе я чувствовала себя математическим богом, и всё благодаря ФДП. В школе у нас математика была значительно слабее за счёт того, что в моём классе было достаточно много слабых ребят. Когда я пошла на ФДП, на школьных занятиях я стала чувствовать свое преимущество.

Когда ты пришла на ФДП, тебе было легко найти контакт с новыми ребятами? Ты себя оцениваешь как общительного человека, которому легко контактировать с людьми, или тебе сначала надо присмотреться к ребятам, преподавателям?

Я очень общительный человек, люблю новые знакомства. Хотя одно время у меня была проблема, я очень трудно сходилась с людьми. Например, мне было непросто подойти к человеку и заговорить с ним. ФДП в этом плане начал потихонечку меня раскрепощать. Особенно мне помог лагерь Вышки, раскрыл меня и сделал меня душой компании. У нас на ФДП была очень сплоченная группа, я думаю, что этому в значительной мере способствовали преподаватели. Мы были как единое целое. Я могу сказать, что все ребята на ФДП работают на результат, не было людей, которые не хотели или не любили учиться.

Кому бы ты посоветовала ходить на факультет довузовской подготовки?

Я считаю, что если человек уже решил, что хочет поступать в Вышку, не важно на какой факультет, то на ФДП ходить нужно. Курсы ФДП приучают к определенному формату обучения, и плюс, ты начинаешь привыкать к определенной, свойственной только Вышке, атмосфере.

«Олимпийское движение»

Ты поступала по баллам ЕГЭ или по олимпиаде?

У меня с этим очень долгая и непростая история. В 11 классе я писала все возможные олимпиады, которые только существуют. У меня было где-то по 5 олимпиад на каждый предмет и плюс к этому экономика, получается, в районе 25 олимпиад. Но, к сожалению, по обществознанию мне не хватило 3 балла до призерства, по английскому – 4-х баллов. Полагаю, что могла бы написать лучше, но получилось так, как получилось. По русскому я тоже писала много олимпиад, одну из них удалось выиграть и стать призером. Впоследствии она дала мне 100 баллов по предмету при поступлении.

По математике я опять же ничего не заняла, но не могу сказать, что сильно надеялась на это, так как у меня совсем «не олимпиадное мышление» по этому предмету. Однако я много готовилась к экзамену на ФДП и написала ЕГЭ на 84 балла.

Что же касается экономики, мне удалось успешно выступить на двух олимпиадах – одна из них от питерского вуза (но она не дает никаких привилегий при поступлении в ВШЭ), другая – Кондратьевская олимпиада. Это достаточно известная экономическая олимпиада первого уровня. За нее я получила диплом 3 степени, что дало мне 100 баллов по предмету.

Как тебе удавалось так успешно вести подготовку сразу и к олимпиадам, и к экзаменам, ведь эти форматы сильно отличаются?

По математике я готовилась только лишь к ЕГЭ. По английскому языку в 10 классе готовилась сначала к олимпиаде, а потом уже только к ЕГЭ. По русскому языку я можно сказать совсем не готовилась специально, но все равно написала олимпиаду, и мой результат приравняли к 100 баллам ЕГЭ.

Какие у тебя получились в итоге баллы по всем экзаменам, которые тебе нужны были для поступления на твой факультет?

Получается, что у меня имеется две олимпиады, которые мне дали 100 баллов при поступлении – по экономике и русскому языку. По математике я сдала ЕГЭ на 84 балла, по английскому языку – на 90 баллов.

Таким образом, ты наработала на огромный запас при поступлении!

Если складывать только баллы по ЕГЭ, то у меня бы вышло 360 баллов, а проходной был 366. Несмотря на то, что я не выиграла ни одну олимпиаду, тем не менее, даже призовые места дали мне большое преимущество. Таким образом, с учетом олимпиад у меня получилось 374 балла. А в совокупности с системой личных достижений (2 балла за медаль и в 3 балла оценили мое итоговое сочинение) у меня получилось набрать 379 баллов.

Надо выбирать между тем, к чему привык, и тем, к чему тянет.

Как ты выбирала направление, на котором хочешь учиться? Как ты поняла, к чему у тебя лежит душа?

Я уже с 6-го класса я решила, что пойду именно на экономику, потому что я всегда любила математику и вообще точные науки. Мне всегда нравилось считать, анализировать, просчитывать, мне это приносило огромное удовольствие. Поэтому я точно уже для себя определила, что моя жизнь будет связана с экономикой.

Когда и как ты решила поступать в Вышку? Были ли сомнения?

К Вышке меня пристрастила, прежде всего, мама. У меня мама получила MBI в Вышке, таким образом, она узнала об этом университете. Она посмотрела, как там все устроено внутри, какие преподаватели, как проходит сам процесс обучения и т.д. И по окончании обучения сказала: «Лен, я хочу, чтобы ты училась здесь!». Она очень рада своему выбору и тем знаниям, которые ей дали на курсе. Таким образом, мама начала агитировать меня. Мы съездили с ней на день открытых дверей, и мне понравилось. Конечно, я рассматривала и другие вузы, где можно получить экономическое образование. Я рассматривала для себя МГИМО, но понимала, что там всё-таки делается упор больше на языки, на международные отношения, нежели на экономику. Поэтому и по некоторым другим причинам в МГИМО я не особо стремилась. МГУ рассматривала только потому, что МГУ дает определенный статус.

Я даже не знаю, как я в итоге выбрала Вышку, может быть я изначально была настроена на этот вуз.

Когда ты точно уже определилась с вузом?

Я думаю, что в начале 9-го класса. Я уже не выбирала, а только лишь крепла в своем решении. На ФДП я уже точно поняла, что это мой вуз. В 10 классе у меня уже вообще не было никаких сомнений. Но в 10 классе, после того как я провалила все олимпиады по экономике, я чуть было не впала в глубочайшую депрессию. В марте я решила, что я точно не пойду на экономику, а пойду в юриспруденцию. И решила поступать в МГУ на юриста. Но судьба меня возвращала на мое место. Я пошла в студенческую организацию при Вышке в «Школу тренинга», они организовывают лагеря, различие беседы, встречи и игры для школьников, которые не знают ничего о своей будущей профессии и помогают им определиться. Я записалась на деловую игру по экономике и поняла, что это моя сфера, мне интересно этим заниматься. Потом я съездила в лагерь от ШТ, начала опять заниматься и готовиться к поступлению. К маю 10 класса я поняла, что это будет не юриспруденция, а экономика и без сомнения Вышка. Не только я считаю, что Вышка – это лучший вуз по многим параметрам, в плане экономического образования, в плане студенческой жизни, в плане организации, в плане чистоты проведения экзаменов.

Можно сказать, что тебя подкупило отсутствие коррупции?

Да, это было, наверное, ключевым фактором при выборе института. Потому что я слышала много историй о том, как люди складываются и покупают сессии в других вузах.

Вот уже прошли первые недели студенческой жизни. Что ты можешь сказать о Вышке, о преподавателях и о самой учебе?

Мне всё безумно нравится, я довольна, что сделала свой выбор в пользу Вышки и уверена, что не разочаруюсь в этом университете. Здесь великолепная атмосфера, отличный преподавательский состав, замечательные ребята не только с моего, но и с других факультетов. Здесь ощущаешь себя как дома, здесь невероятно приятно находиться, сюда хочется возвращаться снова и снова. Наверное, Вышка – это моя любовь! Предметы очень интересные, хоть и информационно насыщенные. Здесь очень высокий уровень математики, так что приходится немало работать и прикладывать недюжинные усилия, чтобы понимать материал и успевать его осваивать. Не могу сказать, что сейчас мне очень легко, крайне мало свободного времени, но я надеюсь, что это временные трудности, и я в скором времени их преодолею.

Лена, желаю тебе удачи! Ставь перед собой новые цели, не сдавайся перед трудностями, стремись, борись и совершенствуй себя!

 

Беседовала Дарья Нещадимова, студентка 3 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна.