Моя формула успеха банальная: читать, читать, читать
Про методику преподавания
Какую Вы для себя выработали методику преподавания за годы работы в Вышке на факультете довузовской подготовке?
Есть довольно много разных подходов к образованию в педагогике, но все они, так или иначе, сводятся к двум простым. Первый заключается в том, что вы рассматриваете ваших учеников в качестве пассивных объектов, которых необходимо сформировать. В данном случае вы исходите из позиции, что вы лучше знаете, что им надо. А есть второй подход, здесь вы, наоборот, видите в детях равных себе собеседников. Это более демократичный стиль преподавания. Я придерживаюсь второго варианта, стараюсь давать ученикам не то, о чем мне бы хотелось с ними поговорить, а то, что, прежде всего, нужно им самим. Я считаю, что преподавание должно основываться на взаимной коммуникации. Даже если урок проходит в формате лекции, необходимо своих слушателей вовлекать в диалог, задавать вопросы, совместно строить модели, при этом относиться как к равным. В противном случае ребята постепенно теряют концентрацию и начинают засыпать прямо на партах.
А как такой подход применим на подготовительных курсах?
Если же говорить о курсах подготовки именно к ЕГЭ, то тут есть разного рода тонкости. Например, надо понимать, что форма ответа не менее важна, чем само содержание. Детям, как правило, это непонятно, они начинают прямо в тексте что-то отмечать, тем самым неправильно формулируя свой ответ и теряя на этом баллы, с этим приходится воевать. Согласитесь, что все хотят всё быстро отметить в тексте и уйти пораньше домой. Приходится настаивать, чтобы этого не повторилось на экзамене.
У вас есть какое-то негласное правило на занятиях по подготовке к ЕГЭ?
Мои занятия по обществознанию строятся по принципу, что я не рассказываю детям того, что они и без меня знают. Если я начинаю говорить, и дети всё это понимают, я просто задаю несколько контрольных вопросов по теме, и мы идем дальше.
А какие возникают трудности на подготовительных курсах?
Сложность семинарских занятий заключается в том, что не все ребята высоко замотивированы. То есть некоторые дети сюда пришли, чтобы повысить свои шансы в написании ЕГЭ, а некоторые - только потому, что их записали родители. Но не надо забывать, что курсы подготовки – это не автоматическое зачисление в вуз. Моя задача заключается в том, чтобы втянуть всех слушателей в работу, а не только заниматься с теми, кто заинтересован. Необходимо создать в аудитории атмосферу здоровой конкуренции. На факультете это делается, в том числе, при помощи рейтинговой системы.
Сергей Евгеньевич, при демократическом подходе в преподавании, которого придерживаетесь Вы, как все-таки осуществляется контроль усвоения материала?
Лично я даю каждую неделю домашнее задание и потом его проверяю. Каждую неделю я делаю таблицу, куда свожу все результаты. Если я вижу, что результаты пошли хуже, все стали делать одни и те же ошибки, мы проводим работу над ошибками. Я говорю, какие ошибки были сделаны и объясняю, как их не допустить. В таких случаях я зачитываю работу, которая лучше всего получилась.
Сергей Евгеньевич, по какому признаку можно разделить всех ребят в группе?
Дети бывают экстравертами и интровертами. В силу своих психологических особенностей интроверты не склонны работать в группах и в команде, они одиночки. Среди интровертов есть группа людей, которая думает, что они всё знают и умнее всех, в таких случаях нет банального уважения, ученик не воспринимает преподавателя как человека, который может научить чему-то новому.
Тем не менее, умение работать в команде - это весьма полезный навык, и у многих с этим проблемы. Вы можете через себя переступить, но если вы интроверт, то вы так и останетесь интровертом, хотя через силу вас можно заставить работать в команде. В ВШЭ ситуация такова, что порядка 60% знаний вы получаете сами. В ВШЭ есть большой крен в сторону самообразования, т.е. вам дают материал на лекциях, на семинарах, но большую часть информации вы все же получаете сами. Командная работа важна, но если говорить о ВШЭ, умение работать самому не менее важно.
Раз мы затронули вопрос про индивидуальную работу, мы нашли статистику Фонда общественного мнения. В сентябре этого года проводили опрос на тему репетиторства и домашнего обучения. 15% из опрошенных москвичей хотели бы обучать ребенка дома, так как учитывается индивидуальный подход и психологический комфорт. Как Вы относитесь к домашнему обучению? Насколько это, на Ваш взгляд, эффективно?
С одной стороны, я знаю родителей, которым не очень понятно, чему может научить школа, если в старших классах многие нанимают репетиторов, таким образом, школа превращается в ненужный придаток.
А как же социализация?
Да, все верно. Но когда говоришь родителям слово «социализация», они говорят, что есть масса других мест, где можно социализироваться, помимо школы. Я же считаю, что школа - это важный институт социализации, если его убрать, ребенок может не усвоить базовые нормы поведения. Школа, помимо знаний, является транслятором социальных норм. Кроме того, в обществе всегда есть момент совместной деятельности. Я считаю, что школа - это необходимый элемент в жизни каждого ребенка. Да, в ней есть проблемы, и сегодня они сложно решаемы, но тем не менее это не повод отказываться от школы.
Про ЕГЭ по обществознанию
Есть ли, на Ваш взгляд, секрет успеха того, как сдать ЕГЭ по обществознанию?
Сложно говорить о рецепте успеха, поскольку формат ЕГЭ по обществознанию из года в год меняется, соответственно, даже если бы существовала формула успеха, она каждый год должна была бы преображаться. Например, в этом году не стало тестовой части, которая была все предыдущие годы, это вносит соответствующие корректировки в процесс подготовки.
А какой совет Вы бы могли дать всем, кому предстоит сдавать ЕГЭ?
Главный совет, который я бы хотел дать всем сдающим ЕГЭ по обществознанию, - это больше читать. Проблема, с которой я столкнулся, заключается в том, что школьники 10-х – 11-х классов занимаются только по тем предметам, которые им необходимы для поступления. Но эссе в части ЕГЭ по обществознанию требует от учащихся знаний почти по всем предметам школьной программы. Для эссе мало будет привести примеры из обществоведческой теории, которую хорошо преподают в школах и на ФДП, необходимы знания по литературе, истории. Из моей преподавательской практики некоторые дети в этом году не знают, кто такой Гёте и Шекспир. Одиннадцатый класс - это то время, когда надо планомерно заниматься. Моя формула успеха банальная: читать, читать, читать, но с умом, а не всё подряд. Например, есть книги, которые затрагивают несколько тем сразу, а есть те, которые посвящены одной теме, поэтому логичнее выбирать те, которые охватывают несколько проблем.
Насколько актуален инструмент «натаскивания» в связи с тем, что тестовой части в этом году не будет?
Во-первых, задания в КИМах повторяются, вопросы кочуют из года в год. Когда «натаскивание» происходит не тестами, а заучиванием определений, концепций, то вставить недостающее слово или выбрать характеристику можно на автомате. В Вышке есть олимпиада «Высшая проба», в том числе она проводится и по обществознанию. Это хороший шанс поступить без вступительных испытаний, но если вы мало читаете, слабо эрудированы, у вас маленький запас знаний, то там вам ловить нечего.
Сейчас самое популярное направление подготовки - обществознание. Почему так? Действительно ли это предмет, который определяет профиль?
Я отвечу парадоксально, я по первому образованию философ. Обществознание - это наука, которой нет, это гибрид из социологии, психологии, политологии, экономики, правоведения и философии. Соответственно, если вы поступаете на направление, имеющую гуманитарную или социально-экономическую направленность, то с вас в любом случае будут требовать знания всех этих дисциплин. Проблема в том, что когда вы сдаете обществознание, вы не можете выучить только экономику, только философию, только психологию или социологию, надо выучить всё. Я допускаю, что обществознание востребовано потому, что оно сложнее большинства других наук. Я ничего не имею против других наук, но там одна наука, а тут шесть. Ко всему прочему, математику без литературы написать реально, обществознание нет.
Про тенденции в образовании
Сергей Евгеньевич, на Ваш взгляд, какие изменения в последнее время произошли в образовательной среде?
Сейчас, в основном, доминирует в образовании междисциплинарный подход, т.е. даже если вы экономист, юрист, филолог, вам мало хорошо знать только свой профильный предмет. В ВШЭ, например, в магистратуре вы обязаны взять курсы с других факультетов. Тем не менее, есть тонкая грань между междисциплинарностью и распылением, то есть будучи филологом, не вполне логично изучать маркетинг. Поэтому, говоря о школьном этапе, в корне неправильно отказываться от тех предметов, которые вы не сдаете. Сейчас доходит до того, что дети не знают, где Южная Америка на карте.
Вы хотите сказать, что дети стали более узко мыслить?
Узко специализироваться. Школа исторически существовала как некий социальный институт, который давал общую картину мира. А в вузе вы конкретизировали эту картину и получали определенную специализацию. Сейчас же уже с 8-го класса, когда вы готовитесь к ОГЭ, или ещё раньше вас заставляют определяться, хотя ребята это сделать не в состоянии. Я считаю, что неправильно в 7 классе определяться с тем, куда поступать и что сдавать, потому что ребенок, если он выберет обществознание, перестанет заниматься физикой и не будет знать даже трех законов Ньютона.
Как вы считаете, форма ЕГЭ - это хорошая форма для проверки знаний? Насколько полноценна сама структура, дает ли она адекватный срез по предметам?
Я не скажу ничего нового, тут есть и плюсы и минусы. Плюс - это унификация. При старой системе оценки знаний вы сдаете преподавателям, при этом присутствует человеческий фактор. Но в этом же плюсе кроется и минус, если вы хотите сдать ЕГЭ на 100 баллов или близко к ста, вам придется убить в себе творческое мышление. Например, если вы будете писать эссе по обществознанию, творчески подходя к заданию, то вы получите 0 баллов или 1 балл. Когда же вы приходите в вуз, от вас требуют совсем другое. Таким образом, существует разрыв между высшим образованием и средним на уровне сдачи ЕГЭ. Я считаю, что ЕГЭ должно стать более творческим. Но если его сделать совсем творческим, его станет невозможно проверять быстро и оперативно. Возникают проблемы уже другого уровня.
Что изменилось в последнее время в учебниках и пособиях по обществознанию?
Главное, что изменилось в этом плане, это количество этих учебников и пособий. В этом году их просто огромное количество, и, к сожалению, далеко не все толковые. Зачастую можно натолкнуться на недостоверную информацию. Тем не менее информация в последнее время подаётся в куда более структурированном виде, чем это было в прошлые годы. Это существенно облегчает восприятие информации учениками. Однако, и здесь есть свои минусы, когда структурирование информации достигает своего пика, мы имеем дело с «обществознанием в таблицах», где информация чётко структурирована, но вместе с тем ещё и утрирована: где-то что-то недосказано, где-то что-то урезано.
Как бы Вы оценили качество учебных пособий? Возможно ли подготовиться к ЕГЭ добросовестно, изучая лишь школьную программу?
Как я уже говорил, сейчас учебных пособий великое множество, но не все они предоставляют достоверную информацию, и уже поэтому подготовиться только по учебным пособиям нельзя. Изучение же только школьной программы, на мой взгляд, также недостаточно, поскольку такие разделы как, например, экономика и право либо вообще не рассматриваются в школьном курсе обществознания, либо рассматриваются лишь вскользь. Понять же их самостоятельно весьма проблематично в силу объёма информации, который необходимо усвоить.
Сейчас самое популярное направление подготовки - социально-экономическое. Как Вы считаете, с чем это связано?
Я полагаю, что здесь есть несколько определяющих факторов. Во-первых, я вполне допускаю, что многие дети думают, что сдать обществознание проще, чем, например, физику, ведь обществознание можно понять интуитивно, поскольку оно говорит об общественной жизни, которая окружает каждого из нас. В случае с физикой такого сказать уже нельзя. Во-вторых, подавляющее число специальностей, связанных с социальной, экономической и юридической деятельностью, требует сдачи обществознания.
Не считаете ли Вы, что школьник чаще всего не знает, кем он хочет быть, а решение принимают родители? Если да, то почему? И к чему это может привести?
Считаю. Есть такая дисциплина как психология развития, и в ней уже довольно давно было доказано, что дети не способны до 20 - 21 года определиться с тем, кем они хотят быть. Соответственно, зачастую может возникнуть ситуация, при которой ребёнок на 2-ом курсе обучения захочет перевестись на другой факультет, понимая, что нынешняя специальность не его, либо, что хуже, он может закончить университет, устроиться на работу и уже потом понять, что заниматься этим делом он не может. Конечно, так происходит далеко не всегда, но происходит.
ФОМ провел ряд исследований, касающихся отношения родителей школьников к школе. 54% опрошенных считают, что качество образования в школе среднее, 35% уверены, что в последнее время российское школьное образование ухудшается. А что Вы думаете по поводу качества образования в школах?
Я отношусь к тем 35%, которые считают, что образование ухудшается. Я не владею всей полнотой информации, но я до сих пор иногда захожу в ту школу, в которой некогда учился я сам. Во времена моего обучения в этой школе в учебную программу обязательно входила экономика, правоведение и даже философия. Сейчас этих предметов нет. Часы же на те предметы, которые по какой-то причине всё ещё сохранились, нещадно сокращаются.
Беседовала Дарья Нещадимова